«Листья» – образец раннего творчества Ф. И. Тютчева. В этом произведении автор переплёл сказочные, пейзажные и философские мотивы. Здесь изображается лес, проводится параллель между процессами в природе и жизнью человека. Изучают стихотворение в 6 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Листья» по плану.
История создания
Разбор стихотворения следует начать с истории его написания. В 1821 г. Фёдор Иванович отправился на службу в Германию. Будучи дипломатом, поэт не забывал о своём таланте поэтического искусства. В его «мюнхенских» произведениях важную роль играют философские мотивы. Видимо, это связано с тем, что в Германии поэт познакомился с философом Шеллингом, который отстаивал идею единства противоположностей в природе. Спустя 9 лет жизни за границей Тютчев создал «Листья» (1830 г.), в которых отразилась идея немецкого философа.
В 1879 г. стихотворение было напечатано на страницах журнала «Русская беседа». До сегодняшнего дня оно считается одним из лучших образцов пейзажно-философской лирики в русской литературе.
Тема
Природа неоднократно вдохновляла Тютчева на философские искания. В анализируемом стихотворении автор развил сразу две темы: тему свободы и противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре. Чтобы раскрыть душу природы, поэт использовал олицетворение, очеловечив листья. Лирический герой произведения практически не проявляет себя, он сливается с образом листьев, ведь полностью разделяет их взгляды.
В первых двух строфах стихотворения листья говорят, что считают себя красивее хвои. «Тощая зелень»
елей, по их мнению, никогда не выглядит живой. Листья не могут понять, как можно проспать всю зиму, закутавшись в метели. «Лёгкое племя»
открыто восхищается собой: «мы… цветем и блестим»
. Листья вспоминают, как летом играли с солнцем и купались в росе.
Весёлое настроение зелёной компании гаснет, когда она осознаёт, что на пороге осень. Листья осматриваются вокруг и видят, что всё вокруг отцвело, побледнело, а птицы смолкли. «Лёгкое племя»
не хочет желтеть, поэтому решает улететь с ветром. Теперь ветви кажутся листьям «докучными»
, поэтому они пытаются улететь как можно скорее.
В образе листьев можно разглядеть человеческую натуру. Они символизируют людей, которые не могут сидеть на одном месте в ожидании старости. Такие люди стремятся к новым свершениям и свободе. Иглы елей символизируют противоположный человеческий характер.
Главная мысль образно выражается в строках: «так что же нам даром висеть и желтеть?»
.
Композиция
Стихотворение написано в форме монолога листьев. В нём по смыслу можно выделить две части: размышления листьев о хвое, сравнение «тощей зелени»
со своей красотой и решение улететь за ветром. Формально произведение состоит из четырёх октав (восьмистиший).
Стихотворный размер – двустопный амфибрахий. Ф. И. Тютчев использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.
Жанр
Жанр произведения – лирическое стихотворения, так как в нём отражены волнующие лирического героя мысли и его переживания.
Средства выразительности
Для оригинальной интерпретации философской темы Фёдор Иванович использовал различные средства выразительности. При помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции лирического героя.
Преобладают в стихотворении метафоры: «сосны и ели… в снега и метели закутавшись, спят», «мы ж, лёгкое племя», «краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли»
. Завершающие штрихи «наносятся» при помощи эпитетов: «тощая зелень»
, «красное лето», «докучные ветви», «буйные ветры»
. Сравнение : «зелень, как иглы ежа».
В некоторых строках важную роль играет аллитерация, например, грусть листьев подчёркивается при помощи согласных «с», «ж» («так что же нам даром висеть и желтеть?»
), а их решительность передаётся нанизыванием слов с согласным «р» («Скорее, скорей!, Скорее сорвите нас…»
).