Анализ стихотворения «На заре ты её не буди» Фета

Анализ стихотворения «На заре ты её не буди» Фета

События, которые поражали до глубины души, А. Фет запечатлевал в стихотворениях. Этот пласт его лирики поражает трогательными образами и особой атмосферой. К нему относится и стихотворение, разбор которого представлен в статье. Изучают его в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «На заре ты её не буди» по плану.

История создания

Если не учитывать биографию А. Фета, историю создания стихотворения «На заре ты её не буди» можно связать с любовью поэта к Марии Лазич. Эта версия ошибочная, ведь на момент появления произведения Афанасий Афанасьевич не был знаком с девушкой, ставшей любовью всей его жизни.

Строки появились из-под его пера в 1842 г. По одной из версий, появилось оно после того, как поэт побывал у своих друзей. В это время в их доме от сердечной недостаточности умирала дочка. Фет видел, что девочка спасается от боли только во сне, поэтому просил её мать не будить ребёнка.

Произведение появилось на страницах журнала «Москвитянин» в 1842 г., в этом же году А. Е. Варламов положил стихи на музыку.

Тема

Тема смерти распространена в мировой литературе, но А. Фет сумел раскрыть её по-особому трепетно, с щемящей тоской. В центре анализируемого стихотворения образы лирического героя и девушки, второстепенную роль играет невидимый адресат, к которому обращается лирическое «Я».

В первой строфе лирический герой умоляет кого-то: «на заре ты её не буди». Он боится спугнуть утро, а вместе с ним милое выражение со щёк и груди девочки.

В стихотворении угадывается сюжет, причём сюжет не лирический, а балладный, с тайной. Это произведение о зарождающемся чувстве. Причём само чувство – любовь – не названо, но угадывается легко по символам, имеющим место в стихотворении: луна, соловей, сердце билось.

Композиция

По смыслу произведение делится на две части: портрет спящей девушки, рассказ о вечере накануне, наполнившем её сердце печалью и болью.
Стихотворение состоит из пяти катренов. Особенность композиции – повторение смысла первого четверостишия и одной его строки. Таким образом, организация произведения кольцевая.
Стихотворный размер – трёхстопный анапест. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, рифмы только мужские.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как важно эмоциональное начало. В монологе лирического героя переданы мысли и чувства не только самого лирического героя, но и героини: и любовь, и тоска, и томление.

Средства выразительности

Образ главной героини создаётся при помощи художественных средств. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя. Ключевую роль играют метафоры: ««сладко так спит», «утро дышит у ней на груди», «бегут на плеча косы», «следила по тучам игру, что, скользя, затевала луна». Выразительности монологу лирического героя придают эпитеты: «подушка её горяча», «горяч утомительный сон». сравнения: «бегут косы лентой». Предпоследний катрен построен на контрасте: «ярче становилась луна», «громче свистал соловей» – «бледней становилась она».

В последней строфе важную роль играет интонация. Душевную боль лирического «Я» автор передаёт при помощи оборванной синтаксической конструкции и восклицания.

Предыдущая
Анализ стихотворенийАнализ стихотворения «Это утро, радость эта» Фета
Следующая
Анализ стихотворенийАнализ стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую» Фета
Спринт-Олимпик.ру