В произведении «Подражания Корану» Александр Сергеевич Пушкин обращается к религии. Возможно, именно поэтому данная работа поэта считается неоднозначной, поскольку эта тема во все времена считается наиболее болезненной. Предлагаем краткий анализ «Подражания Корану» по плану, который поможет при подготовке к уроку литературы в 9 классе.
История создания
По окончании южной ссылки Александр Сергеевич ещё два года был вынужден провести в родном имении Михайловское, вдали от светской жизни столицы. Домашний арест, во время которого родной отец шпионил за ним и вскрывал почту, очень угнетал молодого поэта.
Однако безропотно находиться в заточении Пушкин не мог: его пытливый ум настойчиво требовал интеллектуальной пищи. Выходом из положения оказались задушевные беседы с соседской помещицей Осиповой Прасковьей Александровной. Будучи женщиной умной, образованной, но при этом очень религиозной, она часто спорила с Пушкиным на предмет веры.
В ссылке у Александра Сергеевича под рукой оказался томик Корана, переведённый с французского языка. Поэт увлёкся изучением священных текстов, которые натолкнули его на написание стихотворения на религиозную тему.
Цикл стихов «Подражание Корану», датируемый 1824 годом, Александр Сергеевич посвятил Прасковье Осиповой, своему самому главному оппоненту в период ссылки в Михайловском.
Тема
Произведение состоит из девяти отдельных стихотворений, каждое из которых перепевает какой-либо эпизод из жизни Магомета или главу Корана. Однако все части связаны между собой общим смыслом и мотивами.
Центральная тема – истинная вера и слепое следование религиозным догматам. Автор не ставит перед собой задачу критиковать ислам или иную религию, и с большим почтением относится к Корану. Он, примерив образ лирического героя, выступает сторонним наблюдателем и пытается провести анализ мотивов и поступков пророка, людей и Божьи замыслы.
Автор рисует образы обычных людей, которые вынуждены повиноваться религиозным законам, не понимая их смысла. Среди них и мусульманские девушки, которые с ранних лет должны скрывать свои лица под плотным покрывалом, и воины-мусульмане, вынужденные обнажать свой меч и идти на верную смерть с именем пророка на устах.
По этой причине лирический герой призывает всех верующих: и мусульман, и православных – открыть глаза и «восстать»
, то есть не жить слепо по законам Божьим, в то время как иные беззастенчиво манипулируют и используют имя Господа в своих корыстных целях.
Может сложиться впечатление, что Александр Сергеевич считает себя атеистом, однако это не так. Он с большим почтением относится к верующим людям и принимает любую веру. Однако его возмущает тот факт, что религия далеко не для всех является способом духовного очищения.
Композиция
Цикл состоит из девяти небольших стихотворений, связанных между собой общей темой.
В первом стихотворении речь идёт о ниспослании Пророку Корана, милости и могуществе Аллаха.
Второе стихотворение посвящено жёнам Пророка Мухаммеда.
В третьей части описывается гордыня и наказание за неё.
Четвёртое стихотворение описывает наглость Пророка, решившего тягаться с Аллахом.
Пятая часть восхваляет всемогущего Бога-создателя.
Шестое стихотворение посвящено воинам, погибшим во имя веры.
В седьмой части описывается глава, в которой Аллах уберёг Магомета от врагов, скрыв его в пещере.
В восьмом стихотворении идёт речь о богоугодном подаянии.
Заканчивается цикл стихотворением о ропщущем на Господа путнике, который всё же получает божью милость.
Все стихи, за исключением седьмого и девятого стихотворений, написаны ямбом (1–6 части – четырёхстопным и восьмая часть – шестистопным). Седьмая часть цикла написана двустопным амфибрахием, а девятая – четырёхстопным амфибрахием.
Жанр
Произведение написано в жанре оды. На жанр оды указывает прежде всего такой признак, как возвышенный предмет поэзии – пророчество. Стихотворения объединяет тема величия всесильного Пророка и его Корана, символа власти правды, чистоты и добра.
Средства выразительности
Произведение насыщено высокой лексикой. Особое место занимают старославянизмы («роптал», «алкал», «зеницы»
), придающие стихотворению особое звучание, схожее с библейскими текстами.
Также во всём разнообразии представлены эпитеты («безнадежной», «усталый», «мгновенный
»), метафоры («сень успокоенья», «зоркое гоненье
»), сравнения («как лен, елеем напоенный
»).