Стихотворение «Мелколесье. Степь и дали» – трогательное признание С. Есенина в любви к малой Родине, в котором передана тоска поэта по малой родине. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Мелколесье. Степь и дали» по плану, который поможет подготовиться к уроку литературы в 9 классе.
История создания
С. Есенин рано покинул порог отчего дома. Он быстро получил признание в литературных кругах, но поэтическая карьера не смогла затмить крестьянскую душу Сергея Александровича. В 1925 поэт отправился в родное село Константиново. Первые впечатления от встречи с родными местами пробудили в душе поэта воспоминания о детстве и юности. Они и вдохновили Есенина на создание стихотворения «Мелколесье. Степь и дали». Позже поэт был разочарован увиденными переменами, но вопреки этому Константиново осталось дорогим сердцу уголком. Таким село предстает в анализируемом произведении.
Тема
В стихотворении С. Есенин раскрывает традиционный для литературы мотив любви к родному краю. Он реализуется в монологе лирического героя. Лирическое «Я» автобиографично. Такой прием позволяет автору максимально приблизиться к читателю.
Тема раскрывается в несколько этапов. Сначала поэт описывает дорогие сердцу просторы. Лирический герой, видимо, добрался в деревню ночью, так как наблюдает за светом луны, разлившимся «во все концы». Вдруг его внимание привлекает звон бубенцов, похоже, этот звук запечатлелся в памяти героя ещё в детстве.
В центре ночного пейзажа дорога. Странник сразу говорит, что она «неприглядная»
. Тем не менее, он очень любит эту дорогу, ведь по ней «ездил всякий русский человек»
. А это значит, что путь протоптали ноги его предков. Любимая дорога вызывает в сердце героя бурю эмоций, наружу они выплескиваются гордой фразой: «У меня отец – крестьянин, ну, а я – крестьянский сын»
.
Лирический герой осознает, что известность – ничто по сравнению с любовью к «чахленькой местности»
. Здесь он забывает о том, что является поэтом. Далее он описывает трепетные чувства, которые возникают при виде родной деревни. Заканчивается трогательный монолог обращением к гармошке, символизирующей душу русского народа.
Композиция
Анализируемое стихотворение – монолог-признание лирического героя. Условно оно делится на несколько смысловых частей: пейзажная зарисовка, рассказ лирического героя о своём происхождении, признание в любви к отчему краю. Формально произведение состоит из семи катренов.
Жанр
Жанр стихотворения – лирическое стихотворение. Написаны стихи – четырёхстопным ямбом. Автор использовал перекрёстную рифмовку АВАВ.
Средства выразительности
Для раскрытия темы, воспроизведения эмоций лирического героя, его воспоминаний используются языковые средства. В строки автор вплёл метафоры – «зарыдали разливные бубенцы», «Что за сани! Звоны мёрзлые осин», «тот почти берёзке каждой ножку рад поцеловать», «не одна лихая слава пропадала трын-травой»
и эпитеты – «разливные бубенцы», «неприглядная дорога, да любимая», «крестьянский сын», «чахленькая местность»
.