Анализ стихотворения «Край ты мой заброшенный» Есенина

Анализ стихотворения «Край ты мой заброшенный» Есенина

В стихотворении “Край ты мой заброшенный” Сергей Есенин с печалью размышляет о процессе исчезновения деревенского уклада, описывает пейзаж заброшенной деревни, которую покидают люди. Изучается произведение на уроках литературы в 6 классе, при подготовке к которым поможет полный и краткий анализ “Край ты мой заброшенный” по плану.

История создания

Написанное в 1914 году стихотворение отличается от других, относящихся к этому периоду. Прекрасные светлые стихи о красоте деревенской природы и быта, ни с чем не сравнимые пейзажи, колоритная лексика, радостные, яркие мотивы. Это стихотворение проникнуто грустью, чувством безысходности, беспокойством за будущее деревни. После войны, без мужской руки деревня ослабла и обветшала, чувствуется отсутствие хозяина. Есенин, выросший в деревне, долго верил в её расцвет и надеялся, что новая власть будет способствовать этому. Но письма родных говорили об обратном, жизнь в деревне становилась сложнее с каждым годом.

Тема

Тема стихотворения – тревога о судьбе деревни, страх за её будущее. Проблема – плачевное состояние русских деревень. Тема деревни – основная в ранней лирике Есенина, эти стихи уникальны и неповторимы. Есенин искренне тосковал по своей малой родине, всё его существо тянулось к простой, понятной, родной деревенской жизни. Городская реальность разительно отличалась от искренности и простоты села, ужиться в чуждом для него окружении поэт пытался всю жизнь. Тоской и унынием проникнуто стихотворение, особенно жутко и безысходно звучат строки:

“В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом”.

Перед глазами встают печальные картины: заброшенные дома, нескошенные поля, безлюдные, покинутые места. В последней строфе звучат слова сомнения, была ли она когда-то живой или это просто сон, потерянный, забытый, нереальный. Образ избы – это философский символ определённого уклада, быта, образа мыслей, мировоззрения. Изба – отдельная жизнь, правильная, мудрая, настоящая, – этот образ у Есенина параллелен образу русской женщины, хозяйки, труженицы. Традиционно черёмуха у Есенина – красавица-невеста, молодая девушка, нарядная и весёлая. В стихотворении “Край ты мой заброшенный” черёмуха – “холодный” образ, автор сравнивает её с метелью, лепестки цветов – со снегом. Эта картина скорее унылая, чем радостная, дополняет общее настроение стихотворения. Оно оказалось пророческим, как и многие другие. Родное село Константиново изменилось за годы разлуки настолько, что поэт при встрече с ним потерял ощущение родины, уюта и гармонии.

Композиция

Стихотворение состоит из пяти строф (четверостиший). В первых четырёх присутствует описание заброшенного деревенского пейзажа, в последнем риторический вопрос, философский взгляд на будущее деревни. Стихотворение написано в форме обращения лирического героя к своей родной деревне. Он смотрит на неё хозяйским глазом, подмечая все детали, говорящие о “беспризорности” села.
Написано хореем с перекрёстной рифмовкой. Для есенинского стиха характерны различные стихотворные размеры, рифма богата и разнообразна, звучание искусно проработано и отточено.

Жанр

Это лирическое стихотворение. В произведении мы видим мысли, чувства и переживания лирического героя, его боль и печаль по поводу состояния родной деревни. Традиции устного народного творчества оказали огромное влияние на формирование стиля “последнего поэта деревни”. Его деревенские корни, привязанность к земле, свой особый взгляд на мир обозначили индивидуальность автора, стали визитной карточкой.

Средства выразительности

Об увлечении автора церковной тематикой свидетельствует лексика третьей строфы (риза, окропил). Очень гармонично сочетается в стихотворении просторечная лексика(сказ, жисть, забоченились) и возвышенная (окропил, заревая). Есенин больше склонен к метафорам, хотя и эпитеты (“край заброшенный”, “сизая плесень”) в его стихотворении занимают значимую роль. Интересны и необычны метафоры “солома-риза”, “рукав черёмухи”, “ветер окропил мох”. Они оживляют пейзаж и придают ему таинственность и загадочность.

Ассонанс в первой строфе – звук “ы” придаёт строкам настроение пустынное и печальное. В третьей строфе – аллитерация со звуком “с” также создаёт эффект шелеста, пустынности, гуляющего ветра.

Предыдущая
Анализ стихотворенийАнализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» Есенина
Следующая
Анализ стихотворенийАнализ стихотворения «Мелколесье, степь и дали» Есенина
Спринт-Олимпик.ру