Стихотворение «Из-под таинственной холодной полумаски…» М. Ю. Лермонтова поражает прекрасным женским образом. Школьники изучают стихотворение в 5 классе. Предлагаем узнать о произведении больше, ознакомившись с кратким анализом «Из-под таинственной холодной полумаски…» по плану.
История создания
Стихотворение относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было создано в 1840 или 1841 г. До сих пор точно неизвестно, кому оно посвящено. Большинство исследователей считают, что портрет прекрасной дамы списан с Варвары Лопухиной (в замужестве Бахметевой), в которую поэт был влюблён в юности.
В декабре 1840 года Лермонтову разрешили приехать в отпуск в Петербург. Он хотел использовать его для того, чтобы подать в отставку, а затем посвятить себя литературе. Но в отставке молодому офицеру было отказано. Свободные от службы дни М. Лермонтов провел в светском обществе. Этот отпуск оказался последним в жизни поэта.
Произведение увидело мир в журнале «Отечественные записки» в 1843 г.
Тема
В стихотворении раскрывается тема любви. Оно существенно отличается от ранних любовных произведений поэта, в которых отражён трагизм обманутого чувства. О высшем свете также Лермонтов часто писал с ненавистью и презрением. Но эти стихи совсем другого плана: они говорят о домысленном фантазией героя образе красавицы и наполнены тёплым, сердечным, мечтательным чувством.
В центре стихотворения – лирический герой и красавица в маске. Он вспоминает, как когда-то заслушивался приятным голосом женщины. Лицо дамы скрыто под маской, но она не могла спрятать красоту героини. Поклонник замечает пленительные глаза и «лукавые уста», «девственные ланиты»
и белизну шеи. Настоящим счастливцем чувствует себя лирический герой, когда видит локон, выбившийся из прически. Эта художественная деталь создана в романтическом ключе.
Прекрасная женщина в маске стала для лирического героя эталоном красоты. Её образ поселился в душе мужчины. Герой признаётся, что любит и ласкает этот образ. Нетрудно догадаться, что влюблённый герой не имеет возможности проявить свои чувства в жизни. В последней строфе мужчина выражает надежду, что когда-то сможет ещё раз встретиться с красавицей. Он знает, что надеяться на любовные отношения нельзя, поэтому говорит, что увидятся они «как старые друзья»
.
Композиция
Анализируемое стихотворение условно делится на две смысловые части: портрет женщины, воспроизведённый после встречи с красавицей, и образ, созданный в воображении лирического героя. Эти части равны по объёму. Произведение состоит из четырех строф.
Жанр
Жанр стихотворения – элегия, так как в нём поэт возвышенно и романтично описывает встречу с женщиной, которая вызвала у него воспоминания и сердечные чувства. В произведении также чувствуется нескрываемая грусть, вызванная пониманием невозможности развития отношений. Стихотворный размер – шестистопный ямб. В тексте использована перекрёстная рифмовка АВАВ, мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Художественные средства, использованные в произведении, служат для создания образа прекрасной женщины и передачи чувств лирического героя. Языковые средства в данном стихотворении отличаются изысканностью, свойственной светскому обществу и любовной литературе времён Лермонтова.
Поэт вплетает метафоры: светили мне твои пленительные глазки», «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну», «бесплотное виденье ношу в душе моей», «живые эти речи»
. Основный инструмент для создания портрета красавицы – эпитеты: «таинственная холодная полумаска»
, «голос отрадный», «пленительные глазки», «лукавые уста», «девственные ланиты», «своевольный локон»
. Сравнение в тексте одно: «голос твой отрадный, как мечта»
.