Сложная политическая обстановка в России, царившая в начале ХХ столетия, нашла своё отражение в стихотворении Александр Александровича Блока. Примечательно, что оно стало последним произведением, написанным поэтом. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Скифы», который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку литературы.
История написания
Стихотворение «Скифы» было написано Блоком в январе 1918 года в рекордные сроки – всего за два дня. 1918 год подарил поэту прилив творческих сил и вдохновения. За один месяц он успел написать несколько произведений, в числе которых было и стихотворение «Скифы».
Толчком к написанию “Скифов” для Александра Александровича стала сложная политическая обстановка в стране. Россия переживала последствия грандиозного переворота – Октябрьской революции, и во всех сферах жизни чувствовалось всё нарастающее напряжение. Поэта особенно огорчил срыв переговоров между Советской Россией и западными державами в Брест-Литовске в январе 1918 года.
Результатом его душевных переживаний за отчизну стало стихотворение «Скифы», где главным героем является сама Россия в лице свободолюбивых скифов (скифы – древний кочевой народ). Произведение было напечатано в газете «Знамя труда» уже через неделю после его написания. Блок неоднократно читал его на публике, неизменно вызывая фурор.
Примечательно, что «Скифы» стало последним стихотворением в творческой биографии Александра Александровича. Вплоть до смерти в 1921 году им не было написано ни строчки.
Тема
Центральные темы этого крупного произведения – историческая роль России, патриотизм, национальный русский характер, а также призыв к миру, согласию и единению. Пережитые потрясения стали слишком серьезным испытанием для страны, и в каждой своей строчке автор призывает к мирному решению всех назревших вопросов между Россией и западными странами.
Поэт полагал, что у русского народа особый путь в мировой истории, который коренным образом отличается от путей как европейских, так и азиатских народов. Судьба России – объединить весь мир в едином братстве. На протяжении долгих столетий страна служила барьером между двумя великими цивилизациями – западной и восточной, не допуская развития серьёзных конфликтов между ними.
Несмотря на то что главенствующей является антивоенная тема, Блок не забывает упомянуть о силе и мощи своей державы, которая в случае необходимости может стать опасным противником.
Но к чему развязывать испепеляющие войны, если все проблемы можно решить цивилизованно, не прибегая к насилию? Компромисс между Западом и Россией должен помочь забыть ссоры и распри.
Композиция
Произведение состоит из девятнадцати строф, имеет эпиграф из стихотворения философа Владимира Соловьёва. От его идеи “панмонголизма” и отталкивается Блок.
Стихотворение по смыслу можно условно разделить на три части:
- в первой части автор представляет нашу страну как некий рубеж между двумя культурами – Западом и Востоком, Россия служит буфером между ними, сдерживает взаимную агрессию;
- вторая часть является своеобразным предупреждением – Россия сильна и способна в случае необходимости дать мощный отпор обидчику;
- в третьей части поэт призывает к миру и единению, решению всех конфликтных вопросов исключительно мирным путем.
Жанр
Произведение наполнено искренней любовью к родине, своему народу. В нём присутствуют патриотические и исторические темы, говорится о геополитическом положении России и её роли в мире, затрагиваются социальные вопросы. Это даёт основание исследователям называть произведение поэмой, а также отнести к жанру революционно-патриотической оды.
«Скифы» написаны разностопным ямбом, что придаёт произведению особое, чёткое и выверенное звучание.
Средства выразительности
Стихотворение изобилует всевозможным средствами художественной выразительности. Блок использует метафоры («крылами бьёт беда», «братский пир труда и мира
»), эпитеты («раскосые и жадные очи», «в тяжёлых, нежных лапах», «варварская лира
»), олицетворение («жадными очами», оксюморон «жар холодных числ
»), сравнения («как послушные холопы», «премудрый, как Эдип
»).