Стихотворение “Двадцать первое. Ночь. Понедельник” считается одним из самых важных для понимания раннего периода творчества Ахматовой. Краткий анализ “Двадцать первое. Ночь. Понедельник” по плану можно использовать на занятиях по литературе в 9 классе, чтобы школьники могли разобраться в этом вопросе.
История создания
1917 год был очень сложным для Ахматовой. Не только из-за революции, которая сотрясала всю Россию, но и по личным причинам: разлад с мужем становился всё очевиднее и всё глубже. К тому же поэтесса начинает испытывать сомнения в том, что она действительно талантлива – и это несмотря на то, что сборники её стихов были очень хорошо приняты и критиками, и публикой. История создания произведения связана с сильными переживаниями, особенно личного характера.
Ахматова предчувствовала, что её брак не просто дал трещину – он распадается. Она была разочарована в себе из-за того, что позволила чувствам к Николаю Гумилеву полностью завладеть её сердцем, которое в итоге оказалось разбитым. Она была действительно разочарована в отношениях и относилась в любви без прежнего трепета.
Стихотворение впервые напечатано в том же году в знаковом для Анны Андреевны сборнике “Белая стая”, где она предстает в новой для себя поэтической ипостаси.
Тема
Тема произведения достаточно проста. Оно посвящено разочарованию в любви – этом прекрасном чувстве, которое лирическая героиня пережила сполна, и при этом оно сделало её несчастной. Именно поэтому она говорит о любви с такой иронией, отрекается от нее, считает, что само её существование – это сказка, сочинённая каким-то бездельником.
При этом читателя не оставляет ощущение, что за всеми холодными фразами, сказанными будто в сердцах, на самом деле скрывается печаль по утраченному чувству и желание любить и, конечно, быть любимой в ответ.
Композиция
Линейно развивающаяся композиция стихотворения даёт возможность читателю проникнуть в душевный мир лирической героини. В первой строфе она как будто очерчивает время действия, показывая, насколько глубока её задумчивость. Создается впечатление, что женщина просто разговаривает сама с собой, убеждает себя в том, что любви на самом деле не существует. Представить такую картину несложно.
Вторая строфа также полна разочарования: ведь все верят в выдумку о любви и живут с ней, переживают из-за несуществующего и несущественного чувства.
В третьей строфе открывается главная мысль, что у самой лирической героини утраченная иллюзия забрала радость жизнь, забрала возможность просто жить. При этом она говорит о том, что прозрение, подобное тому, что посетило её, доступно не всем. И становится понятно, что сама лирическая героиня с удовольствием бы от него отказалась.
Трёхстопный анапест придаёт поэтическим строкам форму размышления.
Жанр
Это лирическое стихотворение, в котором Ахматова описывает собственные чувства, вкладывая горькие слова в уста лирической героини. Она еще так молода, но успела разочароваться в главном для всякой женщины чувстве и это приводит её в отчаяние.
Средства выразительности
Ахматова сделала этот стих нарочито простым, по сути, использовав только два изобразительно-выразительных средства: эпитет – “любовные песни”
, сравнение – “как будто больна”
и метафору – “и почиет на них тишина”
. Интересно, что такая скупость не делает произведение менее лиричным – более того, именно она помогает подчеркнуть смятенное состояние души разочарованной женщины. Ей не до высоких фраз.
При этом эпитет “любовные песни” играет очень важную роль – именно он показывает, насколько иронично теперь мировосприятие лирической героини, которая раньше и сама с удовольствием писала такие песни.
Предыдущая