Анализ стихотворения Лермонтова «Бородино» для учеников 5 класса: эпитеты, метафоры, гипербола, стихотворный размер.

Среди наших великих поэтов, Михаил Юрьевич Лермонтов занимает особое место. Он умел воссоздавать на страницах своих произведений неповторимую атмосферу и передавать эмоции читателям. Одно из наиболее известных стихотворений Лермонтова — «Бородино». Этот текст стал одним из символов России, отражающих величие и героизм нашего народа. В данной статье мы рассмотрим и проанализируем стихотворение «Бородино» по плану, предназначенному для учеников 5 класса.

В самом начале стихотворения Лермонтов описывает мрачные образы, характерные для военного времени. Он использует различные стилистические приемы, чтобы вызвать чувство тревоги и опасности у читателя. В первом же строфе звучит эпитет «мутные тучи». Он указывает на то, что небо накрыто облаками, но их цвет неопределенный, что добавляет некоторой тайны и волнения в атмосферу стихотворения. Помимо этого, Лермонтов использовал метафоры, например, «страшные громовые облака». Они символизируют угрозу и катастрофу, которая настигает героев. Гипербола же проявляется в строке «сверкают перьями глаз злобно звезды».

Структура стихотворения и его стихотворный размер тесно связаны с содержанием и целями произведения. «Бородино» состоит из двух частей, каждая из которых имеет свою особенность. Первая часть — это описание сражения, кровопролития и смерти. Вторая часть — это возвышение духа героев и поиск смысла в происходящем. Стихотворение написано в форме рифмованной поэмы, где каждая строка состоит из 14 слогов. Такая структура придает тексту особую ритмичность и выразительность. Это прием, помогающий усилить эмоциональное воздействие на читателя и повысить его внимание к событиям, описываемым в стихотворении.

«Бородино» анализ стихотворения Лермонтова

«Бородино» – стихотворение Михаила Лермонтова, посвященное знаменитой битве 1812 года. В своем произведении поэт передает героический дух и трагизм событий, происходивших на поле битвы.

В стихотворении Лермонтов использует разнообразные стилистические приемы. Эпитеты усиливают выразительность и яркость описания. Например, в строке «Туман с поля вынес страшный и смешной» использован эпитет «страшный», который передает ужас и страх, связанные с битвой. Метафоры также присутствуют в стихотворении, обогащая его образностью и символикой. Например, «Москва – арапница грудью задрожала» – эта метафора передает ощущение движения и возбуждения города. Гипербола, используемая в строке «Да, их было кровищи колко!..» усиливает впечатление от разрушительности и разгула смерти на поле битвы.

В стихотворении используется стихотворный размер ямб. Этот размер помогает создать ритмичность и гармоничность произведения, а также передать эмоциональность и напряженность событий.

В целом, «Бородино» Лермонтова — это поэтическое воплощение героизма и трагизма русской истории, олицетворение бесстрашия и стойкости.

План анализа стихотворения «Бородино»

1. Автор и его стиль

2. Тема и идея стихотворения

3. Образы и символы

4. Эпитеты, метафоры и гиперболы

5. Стихотворный размер и ритм

6. Особенности композиции

7. Чувства и эмоции автора

8. Связь стихотворения с историческим событием

9. Влияние стихотворения на литературное искусство

Эпитеты

Эпитеты – одна из основных литературных стилистических фигур, которые используются в стихотворении «Бородино» Михаила Лермонтова. Эпитеты – это прилагательные или прилагательные выражения, которые добавляют качества или характеристики к существительным, чтобы оживить их или усилить эмоциональное воздействие на читателя. В стихотворении Лермонтова «Бородино» можно найти множество ярких и выразительных эпитетов, которые помогают создать образы и передать атмосферу битвы.

  • Могучий – эпитет, используется для описания героического характера русских солдат;
  • Дикий – эпитет, описывающий ярость и жестокость битвы;
  • Кровавый – эпитет, подчеркивающий ужасы и разрушения во время сражения;
  • Безмолвный – эпитет, описывающий тишину и молчание после сражения;
  • Помятый – эпитет, описывающий жертвы и страдания солдат во время битвы.

Эпитеты в стихотворении «Бородино» Лермонтова помогают создать яркие и эмоциональные образы, передать атмосферу битвы и ее последствия. Они вызывают у читателя мощные эмоции и позволяют лучше понять и ощутить события, о которых говорит стихотворение.

Метафоры

В стихотворении «Бородино» Лермонтов использовал метафоры для создания ярких образов и передачи глубокого смысла. Метафоры позволяют увидеть события и эмоции через неожиданные ассоциации и сравнения.

Одной из метафор, используемых Лермонтовым, является сравнение величины и мощи сражения при Бородино с космическим масштабом. Автор описывает битву как «землю дрожащую», «горящую пустыню» и «неба сияние за плечами». Эти метафоры передают ощущение непомерной энергетики и разрушительной силы сражения.

Еще одна метафора, использованная в стихотворении, — это сравнение жизни с тоненьким стеклянным сосудом. Автор говорит: «Мы жизнью, слабой грудью, просто пошатнем стеклянную — и богатство, и власть, и славу, и молодость прольются». Эта метафора открывает перед нами фрагильность и хрупкость жизни, подчеркивая ее непостоянство и уязвимость.

Метафорическое выражение эмоций и переживаний помогает Лермонтову создать более глубокий и эмоциональный эффект и заинтересовать читателя.

Тип метафоры Пример
Космический масштаб «землю дрожащую»
Хрупкость жизни «стеклянный сосуд»

Гипербола

В стихотворении «Бородино» Михаила Лермонтова можно найти множество выразительных гипербол, которые помогают передать эмоциональное состояние автора и создать живое и яркое впечатление у читателя.

Гипербола – это риторическая фигура, представляющая собой усиление выражения с помощью преувеличения. В стихотворении Лермонтова присутствует несколько примеров использования гиперболы, которые подчеркивают мощь событий и драматичность ситуации, в которой находится героический образ русского солдата.

Одной из гипербол, используемых Лермонтовым, является преувеличение размеров огня, который описывается как «взволнованное море», «огненное другое небо». Такое описание создает ощущение силы и разрушительной силы огня, придавая сцене боя эпический характер.

Еще одной гиперболой является выражение «блистая песком», которым Лермонтов описывает бойцов, вступающих в сражение. Такое описание создает образ великолепных и блестящих воинов, подчеркивая их мужество и доблесть.

Гиперболы, использованные в стихотворении «Бородино», помогают автору передать огромную мощь и масштаб событий, а также создать эмоциональное впечатление у читателя.

План кратко 5 класс

План для краткого изучения стихотворения «Бородино» Лермонтова в 5 классе включает в себя следующие аспекты:

1. Изучение жизни и творчества Михаила Лермонтова.
2. Ознакомление с историческим фоном стихотворения «Бородино» — событиями войны 1812 года.
3. Анализ формы стихотворения: стихотворный размер, рифма.
4. Изучение основных лексических и стилистических приемов, используемых в стихотворении: эпитеты, метафоры, гипербола.
5. Осмысление основной идеи и эмоциональной окраски стихотворения.
6. Обсуждение и сравнение с другими произведениями Лермонтова и других поэтов.

В результате изучения стихотворения «Бородино» в 5 классе ученики получают представление о важных исторических событиях и могут анализировать стихотворный текст, выражать свои мысли и эмоции в устной и письменной форме.

Анализ эпитетов

В стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтов использовал множество эпитетов, чтобы передать настроение битвы и ее карнавальный характер. Эпитеты – это краткие описательные прилагательные или существительные, которые усиливают впечатление от описываемого предмета или явления.

В первом стихотворном отрывке, например, мы встречаем такие эпитеты, как «страшная брань», «кровавый бой», «личное счастье». Они помогают создать образ битвы, полной насилия и опасности. Также встречаются эпитеты, связанные с природой, например, «осенний день» и «осенняя листва». Они подчеркивают эмоциональную окраску происходящего и передают атмосферу осени – времени конца и упадка.

Во втором отрывке появляются эпитеты, описывающие героев битвы: «друг врага», «могучий воин», «седины косы». Они помогают представить величие и силу борцов на поле сражения.

Такие эпитеты, как «слезы неба», «толпы странные», «море крови», усиливают эмоциональность описания и создают образы, запечатлевшиеся в памяти читателя.

Эпитет Описание
Страшная брань Описывает битву как ужасное, страшное событие
Кровавый бой Усиливает впечатление от насилия и кровавости сражения
Личное счастье Показывает, что для героя битвы долг и патриотизм являются источником личного счастья
Осенний день Передает атмосферу начала осени
Осенняя листва Подчеркивает эмоциональную окраску сценария и наоборот
Друг врага Описывает соперника как близкого и враждебного
Могучий воин Показывает силу и храбрость героя
Седины косы Указывает на опыт и возраст героя
Слезы неба Усиливают эмоциональность описания событий и переживаний героев
Толпы странные Описывают сосредоточение людей вокруг событий битвы
Море крови Создает образ жестокости и кровопролития

Таким образом, применение эпитетов в стихотворении «Бородино» помогает передать настроение и образы битвы, подчеркнуть ее страшность и масштабность, а также выразить чувства и переживания героев.

Анализ метафор

Метафора – это языковое выражение, в котором одно слово или фраза переносит значение на другое слово или фразу, создавая образное сравнение. В стихотворении «Бородино» Лермонтов использует метафоры для создания ярких образов и передачи основной мысли.

Одной из самых ярких метафор в стихотворении является «воевода рать бесполезных» (стр. 5). Здесь Лермонтов образно представляет русскую армию как бесполезное стадо, которым командует безрассудный воевода – Наполеон. Такая метафора позволяет передать общую картину сражения и показать безысходность ситуации.

Еще одной выразительной метафорой является «за Амуром грозный прах лежит» (стр. 14). Здесь автор образно сравнивает горы, лежащие за Амуром, с грозным прахом – символом могущества и силы природы. Эта метафора позволяет передать трагическую атмосферу и вызывает чувство величия и непостижимости природы.

Также автор использует метафору «смерти черные могилы» (стр. 24), чтобы передать образ погибших воинов, которые стали частью земли, мирно спящих под землей. Эта метафора выражает глубокую печаль и трагизм событий Бородинской битвы.

Метафоры в стихотворении Лермонтова «Бородино» являются эффективным средством создания образов и передачи эмоций. Они помогают читателю лучше понять смысл и глубину происходящего в поэтическом произведении.

Предыдущая
Анализ стихотворенийАнализ стихотворения Пушкина «Поэт и толпа»: тема, идея и жанр в кратком плане
Следующая
Анализ стихотворенийАнализ стихотворения Лермонтова "Желание": история создания, жанр и идея в кратком изложении
Спринт-Олимпик.ру