Среди наших великих поэтов, Михаил Юрьевич Лермонтов занимает особое место. Он умел воссоздавать на страницах своих произведений неповторимую атмосферу и передавать эмоции читателям. Одно из наиболее известных стихотворений Лермонтова — «Бородино». Этот текст стал одним из символов России, отражающих величие и героизм нашего народа. В данной статье мы рассмотрим и проанализируем стихотворение «Бородино» по плану, предназначенному для учеников 5 класса.
В самом начале стихотворения Лермонтов описывает мрачные образы, характерные для военного времени. Он использует различные стилистические приемы, чтобы вызвать чувство тревоги и опасности у читателя. В первом же строфе звучит эпитет «мутные тучи». Он указывает на то, что небо накрыто облаками, но их цвет неопределенный, что добавляет некоторой тайны и волнения в атмосферу стихотворения. Помимо этого, Лермонтов использовал метафоры, например, «страшные громовые облака». Они символизируют угрозу и катастрофу, которая настигает героев. Гипербола же проявляется в строке «сверкают перьями глаз злобно звезды».
Структура стихотворения и его стихотворный размер тесно связаны с содержанием и целями произведения. «Бородино» состоит из двух частей, каждая из которых имеет свою особенность. Первая часть — это описание сражения, кровопролития и смерти. Вторая часть — это возвышение духа героев и поиск смысла в происходящем. Стихотворение написано в форме рифмованной поэмы, где каждая строка состоит из 14 слогов. Такая структура придает тексту особую ритмичность и выразительность. Это прием, помогающий усилить эмоциональное воздействие на читателя и повысить его внимание к событиям, описываемым в стихотворении.
«Бородино» анализ стихотворения Лермонтова
«Бородино» – стихотворение Михаила Лермонтова, посвященное знаменитой битве 1812 года. В своем произведении поэт передает героический дух и трагизм событий, происходивших на поле битвы.
В стихотворении Лермонтов использует разнообразные стилистические приемы. Эпитеты усиливают выразительность и яркость описания. Например, в строке «Туман с поля вынес страшный и смешной» использован эпитет «страшный», который передает ужас и страх, связанные с битвой. Метафоры также присутствуют в стихотворении, обогащая его образностью и символикой. Например, «Москва – арапница грудью задрожала» – эта метафора передает ощущение движения и возбуждения города. Гипербола, используемая в строке «Да, их было кровищи колко!..» усиливает впечатление от разрушительности и разгула смерти на поле битвы.
В стихотворении используется стихотворный размер ямб. Этот размер помогает создать ритмичность и гармоничность произведения, а также передать эмоциональность и напряженность событий.
В целом, «Бородино» Лермонтова — это поэтическое воплощение героизма и трагизма русской истории, олицетворение бесстрашия и стойкости.
План анализа стихотворения «Бородино»
1. Автор и его стиль
2. Тема и идея стихотворения
3. Образы и символы
4. Эпитеты, метафоры и гиперболы
5. Стихотворный размер и ритм
6. Особенности композиции
7. Чувства и эмоции автора
8. Связь стихотворения с историческим событием
9. Влияние стихотворения на литературное искусство
Эпитеты
Эпитеты – одна из основных литературных стилистических фигур, которые используются в стихотворении «Бородино» Михаила Лермонтова. Эпитеты – это прилагательные или прилагательные выражения, которые добавляют качества или характеристики к существительным, чтобы оживить их или усилить эмоциональное воздействие на читателя. В стихотворении Лермонтова «Бородино» можно найти множество ярких и выразительных эпитетов, которые помогают создать образы и передать атмосферу битвы.
- Могучий – эпитет, используется для описания героического характера русских солдат;
- Дикий – эпитет, описывающий ярость и жестокость битвы;
- Кровавый – эпитет, подчеркивающий ужасы и разрушения во время сражения;
- Безмолвный – эпитет, описывающий тишину и молчание после сражения;
- Помятый – эпитет, описывающий жертвы и страдания солдат во время битвы.
Эпитеты в стихотворении «Бородино» Лермонтова помогают создать яркие и эмоциональные образы, передать атмосферу битвы и ее последствия. Они вызывают у читателя мощные эмоции и позволяют лучше понять и ощутить события, о которых говорит стихотворение.
Метафоры
В стихотворении «Бородино» Лермонтов использовал метафоры для создания ярких образов и передачи глубокого смысла. Метафоры позволяют увидеть события и эмоции через неожиданные ассоциации и сравнения.
Одной из метафор, используемых Лермонтовым, является сравнение величины и мощи сражения при Бородино с космическим масштабом. Автор описывает битву как «землю дрожащую», «горящую пустыню» и «неба сияние за плечами». Эти метафоры передают ощущение непомерной энергетики и разрушительной силы сражения.
Еще одна метафора, использованная в стихотворении, — это сравнение жизни с тоненьким стеклянным сосудом. Автор говорит: «Мы жизнью, слабой грудью, просто пошатнем стеклянную — и богатство, и власть, и славу, и молодость прольются». Эта метафора открывает перед нами фрагильность и хрупкость жизни, подчеркивая ее непостоянство и уязвимость.
Метафорическое выражение эмоций и переживаний помогает Лермонтову создать более глубокий и эмоциональный эффект и заинтересовать читателя.
Тип метафоры | Пример |
---|---|
Космический масштаб | «землю дрожащую» |
Хрупкость жизни | «стеклянный сосуд» |
Гипербола
В стихотворении «Бородино» Михаила Лермонтова можно найти множество выразительных гипербол, которые помогают передать эмоциональное состояние автора и создать живое и яркое впечатление у читателя.
Гипербола – это риторическая фигура, представляющая собой усиление выражения с помощью преувеличения. В стихотворении Лермонтова присутствует несколько примеров использования гиперболы, которые подчеркивают мощь событий и драматичность ситуации, в которой находится героический образ русского солдата.
Одной из гипербол, используемых Лермонтовым, является преувеличение размеров огня, который описывается как «взволнованное море», «огненное другое небо». Такое описание создает ощущение силы и разрушительной силы огня, придавая сцене боя эпический характер.
Еще одной гиперболой является выражение «блистая песком», которым Лермонтов описывает бойцов, вступающих в сражение. Такое описание создает образ великолепных и блестящих воинов, подчеркивая их мужество и доблесть.
Гиперболы, использованные в стихотворении «Бородино», помогают автору передать огромную мощь и масштаб событий, а также создать эмоциональное впечатление у читателя.
План кратко 5 класс
План для краткого изучения стихотворения «Бородино» Лермонтова в 5 классе включает в себя следующие аспекты:
1. | Изучение жизни и творчества Михаила Лермонтова. |
2. | Ознакомление с историческим фоном стихотворения «Бородино» — событиями войны 1812 года. |
3. | Анализ формы стихотворения: стихотворный размер, рифма. |
4. | Изучение основных лексических и стилистических приемов, используемых в стихотворении: эпитеты, метафоры, гипербола. |
5. | Осмысление основной идеи и эмоциональной окраски стихотворения. |
6. | Обсуждение и сравнение с другими произведениями Лермонтова и других поэтов. |
В результате изучения стихотворения «Бородино» в 5 классе ученики получают представление о важных исторических событиях и могут анализировать стихотворный текст, выражать свои мысли и эмоции в устной и письменной форме.
Анализ эпитетов
В стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтов использовал множество эпитетов, чтобы передать настроение битвы и ее карнавальный характер. Эпитеты – это краткие описательные прилагательные или существительные, которые усиливают впечатление от описываемого предмета или явления.
В первом стихотворном отрывке, например, мы встречаем такие эпитеты, как «страшная брань», «кровавый бой», «личное счастье». Они помогают создать образ битвы, полной насилия и опасности. Также встречаются эпитеты, связанные с природой, например, «осенний день» и «осенняя листва». Они подчеркивают эмоциональную окраску происходящего и передают атмосферу осени – времени конца и упадка.
Во втором отрывке появляются эпитеты, описывающие героев битвы: «друг врага», «могучий воин», «седины косы». Они помогают представить величие и силу борцов на поле сражения.
Такие эпитеты, как «слезы неба», «толпы странные», «море крови», усиливают эмоциональность описания и создают образы, запечатлевшиеся в памяти читателя.
Эпитет | Описание |
---|---|
Страшная брань | Описывает битву как ужасное, страшное событие |
Кровавый бой | Усиливает впечатление от насилия и кровавости сражения |
Личное счастье | Показывает, что для героя битвы долг и патриотизм являются источником личного счастья |
Осенний день | Передает атмосферу начала осени |
Осенняя листва | Подчеркивает эмоциональную окраску сценария и наоборот |
Друг врага | Описывает соперника как близкого и враждебного |
Могучий воин | Показывает силу и храбрость героя |
Седины косы | Указывает на опыт и возраст героя |
Слезы неба | Усиливают эмоциональность описания событий и переживаний героев |
Толпы странные | Описывают сосредоточение людей вокруг событий битвы |
Море крови | Создает образ жестокости и кровопролития |
Таким образом, применение эпитетов в стихотворении «Бородино» помогает передать настроение и образы битвы, подчеркнуть ее страшность и масштабность, а также выразить чувства и переживания героев.
Анализ метафор
Метафора – это языковое выражение, в котором одно слово или фраза переносит значение на другое слово или фразу, создавая образное сравнение. В стихотворении «Бородино» Лермонтов использует метафоры для создания ярких образов и передачи основной мысли.
Одной из самых ярких метафор в стихотворении является «воевода рать бесполезных» (стр. 5). Здесь Лермонтов образно представляет русскую армию как бесполезное стадо, которым командует безрассудный воевода – Наполеон. Такая метафора позволяет передать общую картину сражения и показать безысходность ситуации.
Еще одной выразительной метафорой является «за Амуром грозный прах лежит» (стр. 14). Здесь автор образно сравнивает горы, лежащие за Амуром, с грозным прахом – символом могущества и силы природы. Эта метафора позволяет передать трагическую атмосферу и вызывает чувство величия и непостижимости природы.
Также автор использует метафору «смерти черные могилы» (стр. 24), чтобы передать образ погибших воинов, которые стали частью земли, мирно спящих под землей. Эта метафора выражает глубокую печаль и трагизм событий Бородинской битвы.
Метафоры в стихотворении Лермонтова «Бородино» являются эффективным средством создания образов и передачи эмоций. Они помогают читателю лучше понять смысл и глубину происходящего в поэтическом произведении.
Предыдущая