История создания “Истории одного города”

История создания “Истории одного города” не просто интересна, но и полезна для понимания композиции романа. В 1869 году в январском номере “Отечественных записок” М. Е. Салтыков-Щедрин напечатал несколько глав своего будущего произведения. Потом работа над романом была приостановлена: автор был занят написанием сказок и статей. Вернувшись к своему детищу, Салтыков-Щедрин встретился с жёсткой цензурой и осуждением критиков, однако это не повлияло на творческий процесс. Идея, творческий замысел и духовная сила талантливого писателя сыграли решающую роль в 1870 году были напечатаны оставшиеся главы романа, а также полная версия произведения – отдельным изданием.

Неудивительно, что цензура рассмотрела в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина беспощадную сатиру на самодержавие, монархию, бездумное правление, которое не учитывает интересы народа, а пользуется плодами его труда. Картина, которую нарисовал автор настолько плачевна, что некоторые главы кажутся абсурдными, но эта крайность необходима для достижения художественной цели. Писателя обвинили в искажении исторической правды, в немыслимой интерпретации прошлого русского народа. На самом деле Салтыков-Щедрин оказал огромную услугу, создав это произведение, ни только литературе, но и истории. Он показал пороки властей и менталитет простого народа, проанализировал огромный пласт истории творчески, что особенно ценно. Годом написания “Истории одного города” принято считать 1870 год, хотя свой идеальный “облик” книга получила спустя 9 лет.

Окончательный вариант

Писателю пришлось идти на компромисс, правя многие принципиально важные места своего произведения. Только спустя 9 лет, в 1879 году писатель смог издать тот вариант романа, который знаком потомкам. В этой редакции особенно “безжалостно” прорисованы образы градоначальников, тщательно продумана последовательность глав и событий, происходящих в повествовании. Ирония, сарказм автора достигают фантастических масштабов, это позволяет выделять то, что скрыто в исторических документах. Писатель получил неограниченную возможность называть вещи своими именами, донести до читателя самое главное. Русский народ ещё далёк от свободы собственной мысли, он не готов нести ответственность за собственную жизнь: это причина людских бедствий – незрелость самосознания. Именно заключительный вариант романа позволил автору воплотить художественный замысел в полную силу, проявить всю мощь таланта.

Статья будет полезна при подготовке к уроку русской литературы и написанию тестовой работы по произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Предыдущая
СочиненияХарактеристика Угрюма-Бурчеева
Следующая
СочиненияКак головотяпы превратились в глуповцев?
Спринт-Олимпик.ру