Родители создали условия: в Петербурге у Хлестакова своя квартира, пусть и среди небогатых жильцов. Скромное жилье располагается на 4 этаже. Обидно лентяю взбираться по ступенькам, он мечтает о первых этажах, о местах для знати, только получить все это он хочет без труда, «на блюдечке с золотой каемочкой».
Увлечения Ивана Александровича
Хлестаков – представитель столичной молодежи. Он любит театры и Петербург. Среди его ровесников театром увлечены другие литературные персонажи: Онегин, Печорин. Такое увлечение не дает уверенности, что оно настоящее. Нет в речи Хлестакова высказываний, характеризующих мужчину, как образованного человека, стремящегося к новым знаниям. Театр нужен герою для самолюбования, демонстрации себя в светском обществе. Вряд ли мужчина смотрит на сцену, в пьесе его занимает далеко не сюжет и исполнители. Его интересует только публика.
Любовь к столице так же объяснима. В Петербурге больше развлечений, чем в периферии. Жизнь в деревне – это «жизнь с мужиками». В деревне Хлестаков губит жизнь, в столице – расцветает.
Ничего не зарабатывающий чиновник – заядлый картежник. Он не разбирается в людях и садится играть со всеми. Чаще всего Хлестаков остается в проигрыше: «четверть часа посидел – и все обобрал».
Характер коллежского асессора
Юноша говорит по-французски, умеет вовремя раскланяться, сказать избитую, но нужную фразу. В речи много лишних слов: в своем роде, понимаете ли, так это все славно. Разговаривая, Хлестаков размахивает руками, пугается, «бледнеет и съеживается». Если учесть, что мужчина и так маленький, то глагол «съеживается» вызывает усмешку. Иван Александрович любит рисоваться и привирать. Он говорит, что знаком с Пушкиным, сам пишет и публикует в журналах свои творения. Названия книг хвастун и лжец не помнит, часть из них принадлежат известным авторам. Зачем Гоголь использует их в произведении? Литература – это творчество, а оно далеко от Хлестакова. Вранье лишь чуть-чуть перемешивается с правдой: любит писать и почитать, но в комнате темно.
Основные черты характера образа: лень, обман. Хлестаков – трус по натуре. Он боится трактирщиков. За долги ему могут арестовать, а оказать в ужасных условиях мужчина не может. В губернском городе у чиновника есть возможность получить взятки. Он берет деньги, обещая все вернуть, но читатель понимает, что этого никогда не будет. В другом городе Хлестаков все спустит за игральным столом или прогуляет в трактире.
Мечты и реальность не имеют схожих черт. Рассказывая о себе небывалые истории, Хлестаков становится почти императором. В жизни он мелочен и смешон.
Сюжет комедии делает героя основателем целого явления: «хлестаковщины». Мужчина представляет себя кем-то выше, чем есть на самом деле, а представители власти и жители губернского города принимают его за ревизора. Так устроено общество. Оно позволяет обманывать и быть обманутым. Тема позволяет рассуждать о герое, сравнивать его с реальными и вымышленными персонажами.