Характеристика Угрюма-Бурчеева

Характеристика Угрюма-Бурчеева

В сатирическом романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» последним глуповским градоначальником является Угрюм-Бурчеев — недалёкий, жестокий и бесчувственный правитель, чьей маниакальной идеей стало уничтожение Глупова и создание «идеального» города, который бы населяли безликие, бесправные и покорные существа. Характеристика Угрюм-Бурчеева позволяет наиболее красочно описать все пороки самодержавия, продемонстрировать его прогнившую суть. Образ главного героя символизирует бездушие, болезненное самолюбие и нездоровое стремление к воплощению своих идей, лишённых какого-либо здравого смысла.

Цитатная характеристика

Описание образа Угрюм-Бурчеева с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героя, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Угрюм-Бурчеева основан на том, что он стал двадцать первым по счету градоначальников города Глупова.

«Угрюм-Бурчеев…»

Источник: «Опись градоначальникам»

До своего возвышения Угрюм-Бурчеев был простым солдатом. В армии он занимал должность профоса (прохвоста), в обязанности которого входили полицейский надзор за арестованными, исполнение телесных наказаний. При этом Угрюм-Бурчеев сам не раз был бит шпицрутенами — длинными упругими палками, которые применялись для телесных наказаний в армии.

«…из рядов вышел простой, изнуренный шпицрутенами прохвост».

Источник: «Опись градоначальникам»

«Угрюм-Бурчеев был прохвост в полном смысле этого слова. Не потому только, что он занимал эту должность в полку…»

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«Он не был ни технолог, ни инженер; но он был твердой души прохвост, а это тоже своего рода сила, обладая которою можно покорить мир».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Высокую должность градоначальника Угрюм-Бурчеев получил благодаря случаю. Когда его начальник потребовал от подчинённых доказать любовь и преданность к нему и отрубить себе палец, Угрюм-Бурчеев согласился. Поразив начальника до глубины души, он в знак особого расположения был послан в Глупов в качестве градоначальника.

«Рассказывали, что возвышением своим Угрюм-Бурчеев обязан был совершенно особенному случаю».

Источник: «Опись градоначальникам»

«— Кто хочет доказать, что любит меня, — глашал он, — тот пусть отрубит указательный палец правой руки своей!
Никто, однако ж, на клич не спешил».
Источник: «Опись градоначальникам»
«…из рядов вышел простой, изнуренный шпицрутенами прохвост и велиим голосом возопил:
— Я хочу доказать!
С этим словом, положив палец на перекладину, он тупым тесаком раздробил его».
Источник: «Опись градоначальникам»
«При виде раздробленного пальца, упавшего к ногам его, начальник сначала изумился, но потом пришел в умиление.
— Ты меня возлюбил, — воскликнул он, — а я тебя возлюблю сторицею!
И послал его в Глупов».
Источник: «Опись градоначальникам»

У Угрюм-Бурчеева была семья, но он тщательно скрывал её от посторонних глаз.

«Было у него и семейство; но покуда он градоначальствовал, никто из обывателей не видал ни жены, ни детей его».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Смерть Угрюм-Бурчеева была предопределена самой природой: градоначальник просто исчез в бушующей стихии.

«Север потемнел и покрылся тучами; из этих туч нечто неслось на город: не то ливень, не то смерч. Полное гнева, оно неслось, буровя землю, грохоча, гудя и стеня и по временам изрыгая из себя какие-то глухие, каркающие звуки».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«Но не успел он договорить, как раздался треск, и бывый прохвост моментально исчез, словно растаял в воздухе».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Внешность

Угрюм-Бурчеев — мужчина среднего роста худощавого телосложения.

«Это мужчина среднего роста…»

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«Вся фигура сухощавая с узкими плечами, приподнятыми кверху, с искусственно выпяченною вперед грудью и с длинными, мускулистыми руками».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

У Угрюм-Бурчеева невыразительное, неэмоциональное, будто деревянное лицо с тяжёлой челюстью и тонкими носом и губами.

«…с каким-то деревянным лицом, очевидно никогда не освещавшимся улыбкой».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«…челюсти развитые, но без выдающегося выражения плотоядности, а с каким-то необъяснимым букетом готовности раздробить или перекусить пополам».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«…нос сухой, спускающийся от лба почти в прямом направлении книзу; губы тонкие, бледные…»

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

У Угрюм-Бурчеева густые жёсткие волосы чёрного цвета и усы.

«Густые, остриженные под гребенку и как смоль черные волосы покрывают конический череп и плотно, как ермолка, обрамливают узкий и покатый лоб».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«…опушенные подстриженною щетиной усов…»

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Глаза у Угрюм-Бурчеева серого цвета.

«Глаза серые, впавшие, осененные несколько припухшими веками; взгляд чистый, без колебаний…»

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

По старой привычке Угрюм-Бурчеев носит одежду, сшитую по военному образцу.

«Одет в военного покроя сюртук, застегнутый на все пуговицы».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Даже портрет Угрюм-Бурчеева наводит ужас.

«…Угрюм-Бурчеева был таков, что еще более усугублял ужас, наводимый его наружностию».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«Портрет этот производит впечатление очень тяжелое».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Черты характера и поступки

Угрюм-Бурчеев привык кратко и лаконично излагать свои мысли.

«…он был краток…»

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

У Угрюм-Бурчеева тихий, беззвучный голос.

«Совершенно беззвучным голосом выражал он свои требования».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Угрюм-Бурчеев обладает бесстрастной и сдержанной натурой.

«Он не жестикулировал, не возвышал голоса, не скрежетал зубами, не гоготал, не топал ногами, не заливался начальственно-язвительным смехом; казалось, он даже не подозревал нужды в административных проявлениях подобного рода».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«Он никогда не бесновался, не закипал, не мстил, не преследовал».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«Страстность была вычеркнута из числа элементов, составлявших его природу».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

При общении с Угрюм-Бурчеевым более всего запоминался его взгляд, в котором не было ничего, кроме непреклонной решительности. Никто не мог спокойно выносить этот взгляд.

«…подтверждал устремлением пристального взора, в котором выражалась какая-то неизреченная бесстыжесть. Человек, на котором останавливался этот взор, не мог выносить его».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«То был взор, светлый как сталь, взор, совершенно свободный от мысли, и потому недоступный ни для оттенков, ни для колебаний. Голая решимость — и ничего более».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Одна из особенностей Угрюм-Бурчеева — непреклонность в достижении поставленных целей.

«…с изумительною ограниченностью соединял непреклонность, почти граничившую с идиотством».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«…заменена непреклонностью, действовавшею с регулярностью самого отчетливого механизма…»

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«…подобно всякой другой бессознательно действующей силе природы, шел вперед, сметая с лица земли все, что не успевало посторониться с дороги. “Зачем?” — вот единственное слово, которым он выражал движения своей души».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Угрюм-Бурчеев — ограниченный человек, способный воспринимать лишь простые, понятные вещи.

«Как человек ограниченный, он ничего не преследовал, кроме правильности построений. Прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведенная до наготы, — вот идеалы, которые он знал и к осуществлению которых стремился».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«Прямая линия соблазняла его не ради того, что она в то же время есть и кратчайшая — ему нечего было делать с краткостью, — а ради того, что по ней можно было весь век маршировать и ни до чего не домаршироваться. Виртуозность прямолинейности, словно ивовый кол, засела в его скорбной голове и пустила там целую непроглядную сеть корней и разветвлений».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Будучи откровенно глупым, недалёким человеком, Угрюм-Бурчеев стремится к тому, чтобы в поле его зрения все беспрекословно подчинялись ему, ходили «по струнке».

«Район, который обнимал кругозор этого идиота, был очень узок; вне этого района можно было и болтать руками, и громко говорить, и дышать, и даже ходить распоясавшись; он ничего не замечал; внутри района — можно было только маршировать».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

У Угрюм-Бурчеева весьма примитивные представления о долге.

«Его понятие о “долге” не шло далее всеобщего равенства перед шпицрутеном…»

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Своим злейшим врагом Угрюм-Бурчеев считает разум.

«Разума он не признавал вовсе, и даже считал его злейшим врагом, опутывающим человека сетью обольщений и опасных привередничеств».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Угрюм-Бурчеев искренне не понимает, в чём заключается смысл веселья, отдыха.

«Перед всем, что напоминало веселье или просто досуг, он останавливался в недоумении. Нельзя сказать, чтоб эти естественные проявления человеческой природы приводили его в негодование: нет, он просто-напросто не понимал их».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Угрюм-Бурчеев — жестокий правитель, от руки которого пострадало немало глуповцев.

«Отсюда бесчисленное множество вольных истязаний, которые, словно сетью, охватили существование обывателей».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Угрюм-Бурчеев считает, что сечение людей розгами — это необходимое и единственно правильное средство.

«…держит в правой руке сочиненный Бородавкиным “Устав о неуклонном сечении”, но, по-видимому, не читает его, а как бы удивляется, что могут существовать на свете люди, которые даже эту неуклонность считают нужным обеспечивать какими-то уставами…»

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

За свои издевательства над людьми Угрюм-Бурчеев получает в народе прозвище «Сатана».

«…название “сатаны”, которое народная молва присвоила Угрюм-Бурчееву…»

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

С началом правления Угрюм-Бурчеева в Глупове исчезает либерализм.

«Со вступлением в должность градоначальника Угрюм-Бурчеева либерализм в Глупове прекратился вовсе».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Угрюм-Бурчеев — суеверный человек и боится ведьм и нечистой силы.

«…порывался выбежать из дома, чтобы лично расследовать причину ночной суматохи, но суеверный страх удерживал его. Как истинный прохвост, он боялся чертей и ведьм».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

По своей сути Угрюм-Бурчеев является идиотом.

«Перед глазами зрителя восстает чистейший тип идиота, принявшего какое-то мрачное решение и давшего себе клятву привести его в исполнение».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«Идиоты вообще очень опасны, и даже не потому, что они непременно злы (в идиоте злость или доброта — совершенно безразличные качества), а потому, что они чужды всяким соображениям и всегда идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит исключительно им одним».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Настойчивость Угрюм-Бурчеева в достижении целей объясняется тем, что он просто является зашоренным идиотом, не способным реагировать на что-то извне.

«Издали может показаться, что это люди хотя и суровых, но крепко сложившихся убеждений, которые сознательно стремятся к твердо намеченной цели. Однако ж это оптический обман, которым отнюдь не следует увлекаться. Это просто со всех сторон наглухо закупоренные существа, которые ломят вперед, потому что не в состоянии сознать себя в связи с каким бы то ни было порядком явлений…»

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Угрюм-Бурчеев представляет собой наиболее опасный тип властного идиота.

«…когда же придатком к идиотству является властность, то дело ограждения общества значительно усложняется».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«Там, где простой идиот расшибает себе голову или наскакивает на рожон, идиот властный раздробляет пополам всевозможные рожны и совершает свои, так сказать, бессознательные злодеяния вполне беспрепятственно».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Угрюм-Бурчеев — бесчувственный, «окаменевший» человек, которого совершенно не беспокоят результаты его деятельности.

«Ему нет дела ни до каких результатов, потому что результаты эти выясняются не на нем (он слишком окаменел, чтобы на нем могло что-нибудь отражаться), а на чем-то ином, с чем у него не существует никакой органической связи».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«Если бы, вследствие усиленной идиотской деятельности, даже весь мир обратился в пустыню, то и этот результат не устрашил бы идиота. Кто знает, быть может, пустыня и представляет в его глазах именно ту обстановку, которая изображает собой идеал человеческого общежития?»

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Угрюм-Бурчеев никогда не задаётся никаким вопросами. У него уже есть ответы на все вопросы и полная уверенность в правильности своих действий.

«На лице его не видно никаких вопросов; напротив того, во всех чертах выступает какая-то солдатски-невозмутимая уверенность, что все вопросы давно уже решены. Какие это вопросы? Как они решены? — это загадка до того мучительная, что рискуешь перебрать всевозможные вопросы и решения и не напасть именно на те, о которых идет речь».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«Может быть, это решенный вопрос о всеобщем истреблении, а может быть, только о том, чтобы все люди имели грудь выпяченную вперед на манер колеса. Ничего неизвестно. Известно только, что этот неизвестный вопрос во что бы ни стало будет приведен в действие».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Угрюм-Бурчеев был настоящим спартанцем: он вёл аскетичный образ жизни и был очень строг к себе.

«Он спал на голой земле, и только в сильные морозы позволял себе укрыться на пожарном сеновале; вместо подушки клал под голову камень; вставал с зарею, надевал вицмундир и тотчас же бил в барабан…»

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«…курил махорку до такой степени вонючую, что даже полицейские солдаты и те краснели, когда до обоняния их доходил запах ее; ел лошадиное мясо и свободно пережевывал воловьи жилы».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«В заключение, по три часа в сутки маршировал на дворе градоначальнического дома, один, без товарищей, произнося самому себе командные возгласы и сам себя подвергая дисциплинарным взысканиям и даже шпицрутенам (“причем бичевал себя не притворно, как предшественник его, Грустилов, а по точному разуму законов”, прибавляет летописец)».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Угрюм-Бурчеев — это фанатичный нивеллятор, то есть человек, стремящийся привести всё к одному общему уровню.

«Угрюм-Бурчеев принадлежал к числу самых фанатических нивелляторов этой школы. Начертавши прямую линию, он замыслил втиснуть в нее весь видимый и невидимый мир, и притом с таким непременным расчетом, чтоб нельзя было повернуться ни взад ни вперед, ни направо, ни налево».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Угрюм-Бурчеев никогда не задумывался о последствиях своих поступков.

«Предполагал ли он при этом сделаться благодетелем человечества? — утвердительно отвечать на этот вопрос трудно. Скорее, однако ж, можно думать, что в голове его вообще никаких предположений ни о чем не существовало».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Угрюм-Бурчеев — самый настоящий прохвост, негодяй.

«…прохвост всем своим существом, всеми помыслами…»

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«…он был твердой души прохвост…»

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«…вторил угрюмый прохвост…»

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«…прохвост всем своим существом, всеми помыслами…»

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«…этот ужасный, этот бесславный прохвост…»

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

В идеальном мире Угрюм-Бурчеева нет ни веры, ни чувств, ни элементарных человеческих привязанностей и желаний. Все живут только по установленным правилам, и никто не смеет выделяться.

«Ни бога, ни идолов — ничего… В этом фантастическом мире нет ни страстей, ни увлечений, ни привязанностей. Все живут каждую минуту вместе, и всякий чувствует себя одиноким. Жизнь ни на мгновенье не отвлекается от исполнения бесчисленного множества дурацких обязанностей, из которых каждая рассчитана заранее и над каждым человеком тяготеет как рок».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«Женщины имеют право рожать детей только зимой, потому что нарушение этого правила может воспрепятствовать успешному ходу летних работ».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«Союзы между молодыми людьми устраиваются не иначе, как сообразно росту и телосложению, так как это удовлетворяет требованиям правильного и красивого фронта».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Угрюм-Бурчеев невероятно жесток даже по отношению к своим близким. Он содержит свою семью в совершенно диких условиях. После его исчезновения одичавшие и оголодавшие члены семьи набросились на еду и умерли от переедания.

«Он был ужасен».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«Был слух, что они томились где-то в подвале градоначальнического дома и что он самолично раз в день, через железную решетку, подавал им хлеб и воду. И действительно, когда последовало его административное исчезновение, были найдены в подвале какие-то нагие и совершенно дикие существа, которые кусались, визжали, впивались друг в друга когтями и огрызались на окружающих».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«Их вывели на свежий воздух и дали горячих щей; сначала, увидев пар, они фыркали и выказывали суеверный страх; но потом обручнели и с такою зверскою жадностию набросились на пищу, что тут же объелись и испустили дух».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Угрюм-Бурчеев вошёл в историю как правитель, который до основания разрушил Глупов, чтобы на его месте построить новый город.

«Разрушил старый город и построил другой на новом месте».

Источник: «Опись градоначальникам»

«…когда в Глупов прибыл Угрюм-Бурчеев и не оставил в городе камня на камне».

Источник: «Поклонение мамоне и покаяние»

«Много было наезжих людей, которые разоряли Глупов; одни — ради шутки, другие — в минуту грусти, запальчивости или увлечения; но Угрюм-Бурчеев был первый, который задумал разорить город серьезно».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

В своем нивеляторском стремлении всё упростить Угрюм-Бурчеев решил не только разрушить Глупов, но и избавиться от реки, которая мешала его планам.

«Два одинаково великих подвига предстояли ему: разрушить город и устранить реку».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«Он решился. Река не захотела уйти от него — он уйдет от нее. Место, на котором стоял старый Глупов, опостылело ему».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Угрюм-Бурчеев решил на месте Глупова воздвигнуть образцовый город Непреклонск в честь князя Святослава Игоревича.

«Еще задолго до прибытия в Глупов, он уже составил в своей голове целый систематический бред, в котором, до последней мелочи, были регулированы все подробности будущего устройства этой злосчастной муниципии. На основании этого бреда вот в какой приблизительно форме представлялся тот город, который он вознамерился возвести на степень образцового».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«… собственно Город, который из Глупова переименовывается в “вечно-достойныя памяти великого князя Святослава Игоревича город Непреклонск”».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Согласно замыслу Угрюм-Бурчеева, в Непреклонске должно быть строгое расположение улиц, не должно быть никаких препятствий в виде ручейков или оврагов, а дома должны быть выкрашены в серый цвет.

«Посредине — площадь, от которой радиусами разбегаются во все стороны улицы, или, как он мысленно называл их, роты. По мере удаления от центра, роты пересекаются бульварами, которые в двух местах опоясывают город и в то же время представляют защиту от внешних врагов. Затем форштадт, земляной вал — и темная занавесь, то есть конец свету».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«Ни реки, ни ручья, ни оврага, ни пригорка — словом, ничего такого, что могло бы служить препятствием для вольной ходьбы, он не предусмотрел».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«Все дома окрашены светло-серою краской…»

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Угрюм-Бурчеев собирается также тщательно сортировать жителей города исходя из «рациональных» соображений.

«В каждом доме живут по двое престарелых, по двое взрослых, по двое подростков и по двое малолетков, причем лица различных полов не стыдятся друг друга. Одинаковость лет сопрягается с одинаковостию роста. В некоторых ротах живут исключительно великорослые, в других — исключительно малорослые, или застрельщики».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«В каждом доме находится по экземпляру каждого полезного животного мужеского и женского пола, которые обязаны, во-первых, исполнять свойственные им работы и, во-вторых, — размножаться».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

В Непреклонске Угрюм-Бурчеев планирует убивать слабых младенцев и немощных стариков.

«Дети, которые при рождении оказываются необещающими быть твердыми в бедствиях, умерщвляются…»

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«…люди крайне престарелые и негодные для работ тоже могут быть умерщвляемы, но только в таком случае, если, по соображениям околоточных надзирателей*, в общей экономии наличных сил города чувствуется излишек».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Угрюм-Бурчеев считает, что образование для народа является лишним, и потому в Непреклонске не будет никаких образовательных заведений.

«Школ нет, и грамотности не полагается; наука числ преподается по пальцам».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

По замыслу Угрюм-Бурчеева, в Непреклонске будет всего два праздника, и разница между ними и обычными буднями будет состоять лишь в усиленной маршировке.

«Праздников два: один весною, немедленно после таянья снегов, называется “Праздником неуклонности” и служит приготовлением к предстоящим бедствиям; другой — осенью, называется “Праздником предержащих властей” и посвящается воспоминаниям о бедствиях, уже испытанных. От будней эти праздники отличаются только усиленным упражнением в маршировке».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

По замыслу Угрюм-Бурчеева, все жители должны подчиняться единому ритму и быть одинаковыми во всём.

«В каждой поселенной единице время распределяется самым строгим образом. С восходом солнца все в доме поднимаются; взрослые и подростки облекаются в единообразные одежды (по особым, апробованным градоначальником рисункам), подчищаются и подтягивают ремешки. Малолетные сосут на скорую руку материнскую грудь; престарелые произносят краткое поучение, неизменно оканчивающееся непечатным словом; шпионы спешат с рапортами».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«Работы производятся по команде. Обыватели разом нагибаются и выпрямляются; сверкают лезвия кос, взмахивают грабли, стучат заступы, сохи бороздят землю, — всё по команде».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

В идеальном мире Угрюм-Бурчеева нет ни чувств, ни страстей. Союзы между мужчинами и женщинами заключаются из соображений продолжения рода, а женщины обязаны рожать в строго отведённое время.

«Союзы между молодыми людьми устраиваются не иначе, как сообразно росту и телосложению, так как это удовлетворяет требованиям правильного и красивого фронта».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«Женщины имеют право рожать детей только зимой, потому что нарушение этого правила может воспрепятствовать успешному ходу летних работ».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«В этом фантастическом мире нет ни страстей, ни увлечений, ни привязанностей. Все живут каждую минуту вместе, и всякий чувствует себя одиноким».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

С Угрюм-Бурчеевым жизнь глуповцев становится просто невыносимой.

«Изнуренные, обруганные и уничтоженные, глуповцы».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«Нехотя исполняли они необходимые житейские дела, нехотя сходились друг с другом, нехотя жили со дня на день».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«Не только спокойствие, но даже самое счастье казалось обидным и унизительным, в виду этого прохвоста, который единолично сокрушил целую массу мыслящих существ».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

В итоге глуповцы понимают, что градоначальник — простой идиот, и вместо страха в их душах начинает подниматься бунт. В свою очередь, Угрюм-Бурчеев не замечает опасных настроений из-за своего узкого кругозора.

«Он раздражал, но не пугал. Убеждение, что это не злодей, а простой идиот, который шагает все прямо и ничего не видит, что делается по сторонам, с каждым днем приобретало все больший и больший авторитет».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«А Угрюм-Бурчеев все маршировал и все смотрел прямо, отнюдь не подозревая, что под самым его носом кишат дурные страсти и чуть-чуть не воочию выплывают на поверхность неблагонадежные элементы».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

«Всякая минута казалась удобною для освобождения, и всякая же минута казалась преждевременною. Происходили беспрерывные совещания по ночам; там и сям прорывались одиночные случаи нарушения дисциплины».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Народный бунт в Глупове так и не свершился по той причине, что Угрюм-Бурчеев просто неожиданно исчез.

«Но не успел он договорить, как раздался треск, и бывый прохвост моментально исчез, словно растаял в воздухе».

Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Угрюм-Бурчеева вместе!

Биография

Угрюм-Бурчеев стал двадцать первым по счёту и последним глуповским градоначальником, сменив на своем посту Эраста Грустилова. В отличие от других правителей, он не имел высокого происхождения и в молодости был обычным солдатом. Получить столь важный пост Угрюм-Бурчеев смог благодаря счастливому случаю.

До того как Угрюм-Бурчеев стал правителем Глупова, он служил в армии в должности простого прохвоста (профоса). В его обязанности входил надзор за арестованными и исполнение телесных наказаний. При этом сам Угрюм-Бурчеев нередко бывал порот шпицрутенами.

Однажды начальник Угрюм-Бурчеева ради скуки приказал своим подчинённым отрубить себе палец в знак особой к нему любви, и сделать это согласился один лишь Угрюм-Бурчеев. Начальник был так поражён его «преданностью», что направил его в Глупов в качестве градоначальника.

Угрюм-Бурчеев решил стереть с лица земли Глупов и воздвигнуть на его месте новый город Непреклонск, который бы полностью соответствовал его идеалам административной деятельности. По замыслу градоначальника в новом городе все должны жить по определенным стандартам и ни в коем случае не выделяться из общей серой массы.

Разрушив Глупов, Угрюм-Бурчеев хотел было устранить реку, но, потерпев неудачу, построил Непреклонск на новом месте. Однако в один момент что-то пошло не так, и Угрюм-Бурчеев неожиданно для всех исчез.

Образ Угрюм-Бурчеева

В образе Угрюм-Бурчеева автор рисует деспотичного, недалёкого, ограниченного правителя, жестоко карающего малейшие проявления свободной мысли и самостоятельной деятельности простого народа.

Характер Угрюм-Бурчеева во многом объясняется его предыдущей службой и образом жизни. Всю свою сознательную жизнь он провел в армии простым солдатом, и его жизненный опыт сводился лишь к бесконечной муштре и телесным наказаниям. Но при этом он сам был прохвостом (профосом), то есть палачом, и привык жестоко наказывать провинившихся солдат по приказу начальства.

Многие поступки Угрюм-Бурчеева оправдываются с той позиции, что он является банальным идиотом, дорвавшимся до власти. Обладая узким кругозором и ограниченным восприятием жизни, он привык настойчиво идти вперёд, к поставленной цели, сокрушая всё на своем пути.

Отличительной чертой Угрюм-Бурчеева является его неоправданная жестокость не только к простому народу и подчинённым, но даже к близким людям и самому себе. Так, он длительное время содержал свою семью в подвале на хлебе и воде, а сам предпочитал спать на голой земле, подложив под голову камень.

Угрюм-Бурчеев — чёрствый, холодный, бесстрастный и бесчувственный человек, который решил сделать мир вокруг себя таким же унылым и однообразным, как его душа. Он безжалостно готов уничтожить всё живое и прекрасное ради достижения цели — свести всё к единому подобию.

Однако даже такие безумные тираны, как Угрюм-Бурчеев, совершенно ничтожны перед силами природы, и градоначальник бесследно исчезает в время разбушевавшейся стихии.

М. Е. Салтыков-Щедрин настолько мастерски проработал образ этого персонажа, что фантастические черты в его описании кажутся вполне реальными. Бурчеев — каменная личность, пустой, бездушный, жестокий, злобный. Образ градоначальника символизирует болезненное властолюбие, отказ от жизненных радостей, отсутствие эмоций, человеческих черт в правящей личности. Нездоровое стремление к неким идеям, не имеющим здравого смысла, практического значения, несущим сумбур и страдания, но никак не благополучие, свойственно этому человеку. Жёсткие методы управления, самодурство, насильственное насаждение своей идеологии — вот то, что несёт в себе этот образ.

Сатирические приёмы для создания образа Угрюм-Бурчеева

Угрюм-Бурчеева можно смело назвать одним из самых запоминающихся глуповских градоначальников. Этот персонаж имеет реальный прототип: большинство литературоведов и историков видят в нём графа Алексея Андреевича Аракчеева, любимца императора Александра I.

На это соответствие указывает схожесть фамилии, с помощью которой автор в свойственной ему ироничной манере указал на ключевые качества героя (угрюмый, мрачный). По примеру своего реального прототипа Угрюм-Бурчеев одержим идеями масштабного переустройства государства российского.

Еще одним возможным прототипом Угрюм-Бурчеева называют императора Николая I, который благодаря жёстким, репрессивным методам правления получил прозвище «жандарм Европы». Будучи современником Николая I и свидетелем его бездарного правления, Салтыков-Щедрин дал последнему глуповскому градоначальнику самую едкую и жёлчную характеристику.

Этот образ полностью соткан из гротеска. Автор описывает «деревянное» лицо Угрюм-Бурчеева, чьи челюсти «с каким-то необъяснимым букетом готовности раздробить или перекусить пополам.» Герой спит на голой земле, подложив под голову камень, ест лошадиное мясо и с легкостью переваривает воловьи жилы.

Угрюм-Бурчеев, завершая список глуповских градоначальников, является самым гиперболизированным образом. Чтобы подчеркнуть высшую степень идиотизма героя, автор описывает случай, когда тот в порыве преданности начальству отрубает себе палец.

«Систематический бред»

Угрюм-Бурчеева, его маниакальная приверженность своим идеям стали своеобразной антиутопией, которая в итоге подвела к фантастическому финалу — внезапному «растворению» градоначальника в природной стихии. Таким образом автор в иносказательной манере воплотил идею о беспощадности и противоестественности самодержавной власти, граничащей с идиотизмом.

Вывод

Одним из интересных главных героев в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» является градоначальник Угрюм-Бурчеев. Отношение к данному персонажу весьма однозначное: недалёкий, ограниченный, бездушный и жестокий правитель не вызывает ничего, кроме отвращения.

По замыслу автора, роль героя заключается в наглядной демонстрации жестокости и абсолютной абсурдности самодержавия, которое безжалостно губит всё живое на своем пути. Характеристика Угрюм-Бурчеева с цитатами позволит лучше понять нрав главного героя, узнать, с кого автор списал образ этого персонажа, раскрыть его жизненные ценности.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.
Предыдущая
СочиненияХарактеристика глуповцев
Следующая
СочиненияИстория создания “Истории одного города”
Спринт-Олимпик.ру