В сатирическом романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» последним глуповским градоначальником является Угрюм-Бурчеев — недалёкий, жестокий и бесчувственный правитель, чьей маниакальной идеей стало уничтожение Глупова и создание «идеального» города, который бы населяли безликие, бесправные и покорные существа. Характеристика Угрюм-Бурчеева позволяет наиболее красочно описать все пороки самодержавия, продемонстрировать его прогнившую суть. Образ главного героя символизирует бездушие, болезненное самолюбие и нездоровое стремление к воплощению своих идей, лишённых какого-либо здравого смысла.
Цитатная характеристика
Описание образа Угрюм-Бурчеева с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героя, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Угрюм-Бурчеева основан на том, что он стал двадцать первым по счету градоначальников города Глупова.
«Угрюм-Бурчеев…»
Источник: «Опись градоначальникам»
До своего возвышения Угрюм-Бурчеев был простым солдатом. В армии он занимал должность профоса (прохвоста), в обязанности которого входили полицейский надзор за арестованными, исполнение телесных наказаний. При этом Угрюм-Бурчеев сам не раз был бит шпицрутенами — длинными упругими палками, которые применялись для телесных наказаний в армии.
«…из рядов вышел простой, изнуренный шпицрутенами прохвост».
Источник: «Опись градоначальникам»
«Угрюм-Бурчеев был прохвост в полном смысле этого слова. Не потому только, что он занимал эту должность в полку…»
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«Он не был ни технолог, ни инженер; но он был твердой души прохвост, а это тоже своего рода сила, обладая которою можно покорить мир».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Высокую должность градоначальника Угрюм-Бурчеев получил благодаря случаю. Когда его начальник потребовал от подчинённых доказать любовь и преданность к нему и отрубить себе палец, Угрюм-Бурчеев согласился. Поразив начальника до глубины души, он в знак особого расположения был послан в Глупов в качестве градоначальника.
«Рассказывали, что возвышением своим Угрюм-Бурчеев обязан был совершенно особенному случаю».
Источник: «Опись градоначальникам»
«— Кто хочет доказать, что любит меня, — глашал он, — тот пусть отрубит указательный палец правой руки своей!Источник: «Опись градоначальникам»
Никто, однако ж, на клич не спешил».
«…из рядов вышел простой, изнуренный шпицрутенами прохвост и велиим голосом возопил:Источник: «Опись градоначальникам»
— Я хочу доказать!
С этим словом, положив палец на перекладину, он тупым тесаком раздробил его».
«При виде раздробленного пальца, упавшего к ногам его, начальник сначала изумился, но потом пришел в умиление.Источник: «Опись градоначальникам»
— Ты меня возлюбил, — воскликнул он, — а я тебя возлюблю сторицею!
И послал его в Глупов».
У Угрюм-Бурчеева была семья, но он тщательно скрывал её от посторонних глаз.
«Было у него и семейство; но покуда он градоначальствовал, никто из обывателей не видал ни жены, ни детей его».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Смерть Угрюм-Бурчеева была предопределена самой природой: градоначальник просто исчез в бушующей стихии.
«Север потемнел и покрылся тучами; из этих туч нечто неслось на город: не то ливень, не то смерч. Полное гнева, оно неслось, буровя землю, грохоча, гудя и стеня и по временам изрыгая из себя какие-то глухие, каркающие звуки».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«Но не успел он договорить, как раздался треск, и бывый прохвост моментально исчез, словно растаял в воздухе».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Внешность
Угрюм-Бурчеев — мужчина среднего роста худощавого телосложения.
«Это мужчина среднего роста…»
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«Вся фигура сухощавая с узкими плечами, приподнятыми кверху, с искусственно выпяченною вперед грудью и с длинными, мускулистыми руками».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
У Угрюм-Бурчеева невыразительное, неэмоциональное, будто деревянное лицо с тяжёлой челюстью и тонкими носом и губами.
«…с каким-то деревянным лицом, очевидно никогда не освещавшимся улыбкой».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«…челюсти развитые, но без выдающегося выражения плотоядности, а с каким-то необъяснимым букетом готовности раздробить или перекусить пополам».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«…нос сухой, спускающийся от лба почти в прямом направлении книзу; губы тонкие, бледные…»
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
У Угрюм-Бурчеева густые жёсткие волосы чёрного цвета и усы.
«Густые, остриженные под гребенку и как смоль черные волосы покрывают конический череп и плотно, как ермолка, обрамливают узкий и покатый лоб».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«…опушенные подстриженною щетиной усов…»
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Глаза у Угрюм-Бурчеева серого цвета.
«Глаза серые, впавшие, осененные несколько припухшими веками; взгляд чистый, без колебаний…»
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
По старой привычке Угрюм-Бурчеев носит одежду, сшитую по военному образцу.
«Одет в военного покроя сюртук, застегнутый на все пуговицы».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Даже портрет Угрюм-Бурчеева наводит ужас.
«…Угрюм-Бурчеева был таков, что еще более усугублял ужас, наводимый его наружностию».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«Портрет этот производит впечатление очень тяжелое».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Черты характера и поступки
Угрюм-Бурчеев привык кратко и лаконично излагать свои мысли.
«…он был краток…»
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
У Угрюм-Бурчеева тихий, беззвучный голос.
«Совершенно беззвучным голосом выражал он свои требования».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Угрюм-Бурчеев обладает бесстрастной и сдержанной натурой.
«Он не жестикулировал, не возвышал голоса, не скрежетал зубами, не гоготал, не топал ногами, не заливался начальственно-язвительным смехом; казалось, он даже не подозревал нужды в административных проявлениях подобного рода».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«Он никогда не бесновался, не закипал, не мстил, не преследовал».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«Страстность была вычеркнута из числа элементов, составлявших его природу».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
При общении с Угрюм-Бурчеевым более всего запоминался его взгляд, в котором не было ничего, кроме непреклонной решительности. Никто не мог спокойно выносить этот взгляд.
«…подтверждал устремлением пристального взора, в котором выражалась какая-то неизреченная бесстыжесть. Человек, на котором останавливался этот взор, не мог выносить его».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«То был взор, светлый как сталь, взор, совершенно свободный от мысли, и потому недоступный ни для оттенков, ни для колебаний. Голая решимость — и ничего более».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Одна из особенностей Угрюм-Бурчеева — непреклонность в достижении поставленных целей.
«…с изумительною ограниченностью соединял непреклонность, почти граничившую с идиотством».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«…заменена непреклонностью, действовавшею с регулярностью самого отчетливого механизма…»
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«…подобно всякой другой бессознательно действующей силе природы, шел вперед, сметая с лица земли все, что не успевало посторониться с дороги. “Зачем?” — вот единственное слово, которым он выражал движения своей души».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Угрюм-Бурчеев — ограниченный человек, способный воспринимать лишь простые, понятные вещи.
«Как человек ограниченный, он ничего не преследовал, кроме правильности построений. Прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведенная до наготы, — вот идеалы, которые он знал и к осуществлению которых стремился».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«Прямая линия соблазняла его не ради того, что она в то же время есть и кратчайшая — ему нечего было делать с краткостью, — а ради того, что по ней можно было весь век маршировать и ни до чего не домаршироваться. Виртуозность прямолинейности, словно ивовый кол, засела в его скорбной голове и пустила там целую непроглядную сеть корней и разветвлений».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Будучи откровенно глупым, недалёким человеком, Угрюм-Бурчеев стремится к тому, чтобы в поле его зрения все беспрекословно подчинялись ему, ходили «по струнке».
«Район, который обнимал кругозор этого идиота, был очень узок; вне этого района можно было и болтать руками, и громко говорить, и дышать, и даже ходить распоясавшись; он ничего не замечал; внутри района — можно было только маршировать».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
У Угрюм-Бурчеева весьма примитивные представления о долге.
«Его понятие о “долге” не шло далее всеобщего равенства перед шпицрутеном…»
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Своим злейшим врагом Угрюм-Бурчеев считает разум.
«Разума он не признавал вовсе, и даже считал его злейшим врагом, опутывающим человека сетью обольщений и опасных привередничеств».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Угрюм-Бурчеев искренне не понимает, в чём заключается смысл веселья, отдыха.
«Перед всем, что напоминало веселье или просто досуг, он останавливался в недоумении. Нельзя сказать, чтоб эти естественные проявления человеческой природы приводили его в негодование: нет, он просто-напросто не понимал их».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Угрюм-Бурчеев — жестокий правитель, от руки которого пострадало немало глуповцев.
«Отсюда бесчисленное множество вольных истязаний, которые, словно сетью, охватили существование обывателей».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Угрюм-Бурчеев считает, что сечение людей розгами — это необходимое и единственно правильное средство.
«…держит в правой руке сочиненный Бородавкиным “Устав о неуклонном сечении”, но, по-видимому, не читает его, а как бы удивляется, что могут существовать на свете люди, которые даже эту неуклонность считают нужным обеспечивать какими-то уставами…»
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
За свои издевательства над людьми Угрюм-Бурчеев получает в народе прозвище «Сатана».
«…название “сатаны”, которое народная молва присвоила Угрюм-Бурчееву…»
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
С началом правления Угрюм-Бурчеева в Глупове исчезает либерализм.
«Со вступлением в должность градоначальника Угрюм-Бурчеева либерализм в Глупове прекратился вовсе».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Угрюм-Бурчеев — суеверный человек и боится ведьм и нечистой силы.
«…порывался выбежать из дома, чтобы лично расследовать причину ночной суматохи, но суеверный страх удерживал его. Как истинный прохвост, он боялся чертей и ведьм».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
По своей сути Угрюм-Бурчеев является идиотом.
«Перед глазами зрителя восстает чистейший тип идиота, принявшего какое-то мрачное решение и давшего себе клятву привести его в исполнение».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«Идиоты вообще очень опасны, и даже не потому, что они непременно злы (в идиоте злость или доброта — совершенно безразличные качества), а потому, что они чужды всяким соображениям и всегда идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит исключительно им одним».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Настойчивость Угрюм-Бурчеева в достижении целей объясняется тем, что он просто является зашоренным идиотом, не способным реагировать на что-то извне.
«Издали может показаться, что это люди хотя и суровых, но крепко сложившихся убеждений, которые сознательно стремятся к твердо намеченной цели. Однако ж это оптический обман, которым отнюдь не следует увлекаться. Это просто со всех сторон наглухо закупоренные существа, которые ломят вперед, потому что не в состоянии сознать себя в связи с каким бы то ни было порядком явлений…»
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Угрюм-Бурчеев представляет собой наиболее опасный тип властного идиота.
«…когда же придатком к идиотству является властность, то дело ограждения общества значительно усложняется».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«Там, где простой идиот расшибает себе голову или наскакивает на рожон, идиот властный раздробляет пополам всевозможные рожны и совершает свои, так сказать, бессознательные злодеяния вполне беспрепятственно».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Угрюм-Бурчеев — бесчувственный, «окаменевший» человек, которого совершенно не беспокоят результаты его деятельности.
«Ему нет дела ни до каких результатов, потому что результаты эти выясняются не на нем (он слишком окаменел, чтобы на нем могло что-нибудь отражаться), а на чем-то ином, с чем у него не существует никакой органической связи».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«Если бы, вследствие усиленной идиотской деятельности, даже весь мир обратился в пустыню, то и этот результат не устрашил бы идиота. Кто знает, быть может, пустыня и представляет в его глазах именно ту обстановку, которая изображает собой идеал человеческого общежития?»
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Угрюм-Бурчеев никогда не задаётся никаким вопросами. У него уже есть ответы на все вопросы и полная уверенность в правильности своих действий.
«На лице его не видно никаких вопросов; напротив того, во всех чертах выступает какая-то солдатски-невозмутимая уверенность, что все вопросы давно уже решены. Какие это вопросы? Как они решены? — это загадка до того мучительная, что рискуешь перебрать всевозможные вопросы и решения и не напасть именно на те, о которых идет речь».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«Может быть, это решенный вопрос о всеобщем истреблении, а может быть, только о том, чтобы все люди имели грудь выпяченную вперед на манер колеса. Ничего неизвестно. Известно только, что этот неизвестный вопрос во что бы ни стало будет приведен в действие».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Угрюм-Бурчеев был настоящим спартанцем: он вёл аскетичный образ жизни и был очень строг к себе.
«Он спал на голой земле, и только в сильные морозы позволял себе укрыться на пожарном сеновале; вместо подушки клал под голову камень; вставал с зарею, надевал вицмундир и тотчас же бил в барабан…»
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«…курил махорку до такой степени вонючую, что даже полицейские солдаты и те краснели, когда до обоняния их доходил запах ее; ел лошадиное мясо и свободно пережевывал воловьи жилы».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«В заключение, по три часа в сутки маршировал на дворе градоначальнического дома, один, без товарищей, произнося самому себе командные возгласы и сам себя подвергая дисциплинарным взысканиям и даже шпицрутенам (“причем бичевал себя не притворно, как предшественник его, Грустилов, а по точному разуму законов”, прибавляет летописец)».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Угрюм-Бурчеев — это фанатичный нивеллятор, то есть человек, стремящийся привести всё к одному общему уровню.
«Угрюм-Бурчеев принадлежал к числу самых фанатических нивелляторов этой школы. Начертавши прямую линию, он замыслил втиснуть в нее весь видимый и невидимый мир, и притом с таким непременным расчетом, чтоб нельзя было повернуться ни взад ни вперед, ни направо, ни налево».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Угрюм-Бурчеев никогда не задумывался о последствиях своих поступков.
«Предполагал ли он при этом сделаться благодетелем человечества? — утвердительно отвечать на этот вопрос трудно. Скорее, однако ж, можно думать, что в голове его вообще никаких предположений ни о чем не существовало».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Угрюм-Бурчеев — самый настоящий прохвост, негодяй.
«…прохвост всем своим существом, всеми помыслами…»
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«…он был твердой души прохвост…»
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«…вторил угрюмый прохвост…»
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«…прохвост всем своим существом, всеми помыслами…»
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«…этот ужасный, этот бесславный прохвост…»
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
В идеальном мире Угрюм-Бурчеева нет ни веры, ни чувств, ни элементарных человеческих привязанностей и желаний. Все живут только по установленным правилам, и никто не смеет выделяться.
«Ни бога, ни идолов — ничего… В этом фантастическом мире нет ни страстей, ни увлечений, ни привязанностей. Все живут каждую минуту вместе, и всякий чувствует себя одиноким. Жизнь ни на мгновенье не отвлекается от исполнения бесчисленного множества дурацких обязанностей, из которых каждая рассчитана заранее и над каждым человеком тяготеет как рок».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«Женщины имеют право рожать детей только зимой, потому что нарушение этого правила может воспрепятствовать успешному ходу летних работ».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«Союзы между молодыми людьми устраиваются не иначе, как сообразно росту и телосложению, так как это удовлетворяет требованиям правильного и красивого фронта».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Угрюм-Бурчеев невероятно жесток даже по отношению к своим близким. Он содержит свою семью в совершенно диких условиях. После его исчезновения одичавшие и оголодавшие члены семьи набросились на еду и умерли от переедания.
«Он был ужасен».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«Был слух, что они томились где-то в подвале градоначальнического дома и что он самолично раз в день, через железную решетку, подавал им хлеб и воду. И действительно, когда последовало его административное исчезновение, были найдены в подвале какие-то нагие и совершенно дикие существа, которые кусались, визжали, впивались друг в друга когтями и огрызались на окружающих».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«Их вывели на свежий воздух и дали горячих щей; сначала, увидев пар, они фыркали и выказывали суеверный страх; но потом обручнели и с такою зверскою жадностию набросились на пищу, что тут же объелись и испустили дух».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Угрюм-Бурчеев вошёл в историю как правитель, который до основания разрушил Глупов, чтобы на его месте построить новый город.
«Разрушил старый город и построил другой на новом месте».
Источник: «Опись градоначальникам»
«…когда в Глупов прибыл Угрюм-Бурчеев и не оставил в городе камня на камне».
Источник: «Поклонение мамоне и покаяние»
«Много было наезжих людей, которые разоряли Глупов; одни — ради шутки, другие — в минуту грусти, запальчивости или увлечения; но Угрюм-Бурчеев был первый, который задумал разорить город серьезно».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
В своем нивеляторском стремлении всё упростить Угрюм-Бурчеев решил не только разрушить Глупов, но и избавиться от реки, которая мешала его планам.
«Два одинаково великих подвига предстояли ему: разрушить город и устранить реку».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«Он решился. Река не захотела уйти от него — он уйдет от нее. Место, на котором стоял старый Глупов, опостылело ему».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Угрюм-Бурчеев решил на месте Глупова воздвигнуть образцовый город Непреклонск в честь князя Святослава Игоревича.
«Еще задолго до прибытия в Глупов, он уже составил в своей голове целый систематический бред, в котором, до последней мелочи, были регулированы все подробности будущего устройства этой злосчастной муниципии. На основании этого бреда вот в какой приблизительно форме представлялся тот город, который он вознамерился возвести на степень образцового».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«… собственно Город, который из Глупова переименовывается в “вечно-достойныя памяти великого князя Святослава Игоревича город Непреклонск”».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Согласно замыслу Угрюм-Бурчеева, в Непреклонске должно быть строгое расположение улиц, не должно быть никаких препятствий в виде ручейков или оврагов, а дома должны быть выкрашены в серый цвет.
«Посредине — площадь, от которой радиусами разбегаются во все стороны улицы, или, как он мысленно называл их, роты. По мере удаления от центра, роты пересекаются бульварами, которые в двух местах опоясывают город и в то же время представляют защиту от внешних врагов. Затем форштадт, земляной вал — и темная занавесь, то есть конец свету».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«Ни реки, ни ручья, ни оврага, ни пригорка — словом, ничего такого, что могло бы служить препятствием для вольной ходьбы, он не предусмотрел».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«Все дома окрашены светло-серою краской…»
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Угрюм-Бурчеев собирается также тщательно сортировать жителей города исходя из «рациональных» соображений.
«В каждом доме живут по двое престарелых, по двое взрослых, по двое подростков и по двое малолетков, причем лица различных полов не стыдятся друг друга. Одинаковость лет сопрягается с одинаковостию роста. В некоторых ротах живут исключительно великорослые, в других — исключительно малорослые, или застрельщики».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«В каждом доме находится по экземпляру каждого полезного животного мужеского и женского пола, которые обязаны, во-первых, исполнять свойственные им работы и, во-вторых, — размножаться».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
В Непреклонске Угрюм-Бурчеев планирует убивать слабых младенцев и немощных стариков.
«Дети, которые при рождении оказываются необещающими быть твердыми в бедствиях, умерщвляются…»
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«…люди крайне престарелые и негодные для работ тоже могут быть умерщвляемы, но только в таком случае, если, по соображениям околоточных надзирателей*, в общей экономии наличных сил города чувствуется излишек».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Угрюм-Бурчеев считает, что образование для народа является лишним, и потому в Непреклонске не будет никаких образовательных заведений.
«Школ нет, и грамотности не полагается; наука числ преподается по пальцам».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
По замыслу Угрюм-Бурчеева, в Непреклонске будет всего два праздника, и разница между ними и обычными буднями будет состоять лишь в усиленной маршировке.
«Праздников два: один весною, немедленно после таянья снегов, называется “Праздником неуклонности” и служит приготовлением к предстоящим бедствиям; другой — осенью, называется “Праздником предержащих властей” и посвящается воспоминаниям о бедствиях, уже испытанных. От будней эти праздники отличаются только усиленным упражнением в маршировке».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
По замыслу Угрюм-Бурчеева, все жители должны подчиняться единому ритму и быть одинаковыми во всём.
«В каждой поселенной единице время распределяется самым строгим образом. С восходом солнца все в доме поднимаются; взрослые и подростки облекаются в единообразные одежды (по особым, апробованным градоначальником рисункам), подчищаются и подтягивают ремешки. Малолетные сосут на скорую руку материнскую грудь; престарелые произносят краткое поучение, неизменно оканчивающееся непечатным словом; шпионы спешат с рапортами».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«Работы производятся по команде. Обыватели разом нагибаются и выпрямляются; сверкают лезвия кос, взмахивают грабли, стучат заступы, сохи бороздят землю, — всё по команде».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
В идеальном мире Угрюм-Бурчеева нет ни чувств, ни страстей. Союзы между мужчинами и женщинами заключаются из соображений продолжения рода, а женщины обязаны рожать в строго отведённое время.
«Союзы между молодыми людьми устраиваются не иначе, как сообразно росту и телосложению, так как это удовлетворяет требованиям правильного и красивого фронта».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«Женщины имеют право рожать детей только зимой, потому что нарушение этого правила может воспрепятствовать успешному ходу летних работ».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«В этом фантастическом мире нет ни страстей, ни увлечений, ни привязанностей. Все живут каждую минуту вместе, и всякий чувствует себя одиноким».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
С Угрюм-Бурчеевым жизнь глуповцев становится просто невыносимой.
«Изнуренные, обруганные и уничтоженные, глуповцы».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«Нехотя исполняли они необходимые житейские дела, нехотя сходились друг с другом, нехотя жили со дня на день».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«Не только спокойствие, но даже самое счастье казалось обидным и унизительным, в виду этого прохвоста, который единолично сокрушил целую массу мыслящих существ».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
В итоге глуповцы понимают, что градоначальник — простой идиот, и вместо страха в их душах начинает подниматься бунт. В свою очередь, Угрюм-Бурчеев не замечает опасных настроений из-за своего узкого кругозора.
«Он раздражал, но не пугал. Убеждение, что это не злодей, а простой идиот, который шагает все прямо и ничего не видит, что делается по сторонам, с каждым днем приобретало все больший и больший авторитет».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«А Угрюм-Бурчеев все маршировал и все смотрел прямо, отнюдь не подозревая, что под самым его носом кишат дурные страсти и чуть-чуть не воочию выплывают на поверхность неблагонадежные элементы».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
«Всякая минута казалась удобною для освобождения, и всякая же минута казалась преждевременною. Происходили беспрерывные совещания по ночам; там и сям прорывались одиночные случаи нарушения дисциплины».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Народный бунт в Глупове так и не свершился по той причине, что Угрюм-Бурчеев просто неожиданно исчез.
«Но не успел он договорить, как раздался треск, и бывый прохвост моментально исчез, словно растаял в воздухе».
Источник: «Подтверждение покаяния. Заключение»
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Угрюм-Бурчеева вместе!
Биография
Угрюм-Бурчеев стал двадцать первым по счёту и последним глуповским градоначальником, сменив на своем посту Эраста Грустилова. В отличие от других правителей, он не имел высокого происхождения и в молодости был обычным солдатом. Получить столь важный пост Угрюм-Бурчеев смог благодаря счастливому случаю.
До того как Угрюм-Бурчеев стал правителем Глупова, он служил в армии в должности простого прохвоста (профоса). В его обязанности входил надзор за арестованными и исполнение телесных наказаний. При этом сам Угрюм-Бурчеев нередко бывал порот шпицрутенами.
Однажды начальник Угрюм-Бурчеева ради скуки приказал своим подчинённым отрубить себе палец в знак особой к нему любви, и сделать это согласился один лишь Угрюм-Бурчеев. Начальник был так поражён его «преданностью», что направил его в Глупов в качестве градоначальника.
Угрюм-Бурчеев решил стереть с лица земли Глупов и воздвигнуть на его месте новый город Непреклонск, который бы полностью соответствовал его идеалам административной деятельности. По замыслу градоначальника в новом городе все должны жить по определенным стандартам и ни в коем случае не выделяться из общей серой массы.
Разрушив Глупов, Угрюм-Бурчеев хотел было устранить реку, но, потерпев неудачу, построил Непреклонск на новом месте. Однако в один момент что-то пошло не так, и Угрюм-Бурчеев неожиданно для всех исчез.
Образ Угрюм-Бурчеева
В образе Угрюм-Бурчеева автор рисует деспотичного, недалёкого, ограниченного правителя, жестоко карающего малейшие проявления свободной мысли и самостоятельной деятельности простого народа.
Характер Угрюм-Бурчеева во многом объясняется его предыдущей службой и образом жизни. Всю свою сознательную жизнь он провел в армии простым солдатом, и его жизненный опыт сводился лишь к бесконечной муштре и телесным наказаниям. Но при этом он сам был прохвостом (профосом), то есть палачом, и привык жестоко наказывать провинившихся солдат по приказу начальства.
Многие поступки Угрюм-Бурчеева оправдываются с той позиции, что он является банальным идиотом, дорвавшимся до власти. Обладая узким кругозором и ограниченным восприятием жизни, он привык настойчиво идти вперёд, к поставленной цели, сокрушая всё на своем пути.
Отличительной чертой Угрюм-Бурчеева является его неоправданная жестокость не только к простому народу и подчинённым, но даже к близким людям и самому себе. Так, он длительное время содержал свою семью в подвале на хлебе и воде, а сам предпочитал спать на голой земле, подложив под голову камень.
Угрюм-Бурчеев — чёрствый, холодный, бесстрастный и бесчувственный человек, который решил сделать мир вокруг себя таким же унылым и однообразным, как его душа. Он безжалостно готов уничтожить всё живое и прекрасное ради достижения цели — свести всё к единому подобию.
Однако даже такие безумные тираны, как Угрюм-Бурчеев, совершенно ничтожны перед силами природы, и градоначальник бесследно исчезает в время разбушевавшейся стихии.
М. Е. Салтыков-Щедрин настолько мастерски проработал образ этого персонажа, что фантастические черты в его описании кажутся вполне реальными. Бурчеев — каменная личность, пустой, бездушный, жестокий, злобный. Образ градоначальника символизирует болезненное властолюбие, отказ от жизненных радостей, отсутствие эмоций, человеческих черт в правящей личности. Нездоровое стремление к неким идеям, не имеющим здравого смысла, практического значения, несущим сумбур и страдания, но никак не благополучие, свойственно этому человеку. Жёсткие методы управления, самодурство, насильственное насаждение своей идеологии — вот то, что несёт в себе этот образ.
Сатирические приёмы для создания образа Угрюм-Бурчеева
Угрюм-Бурчеева можно смело назвать одним из самых запоминающихся глуповских градоначальников. Этот персонаж имеет реальный прототип: большинство литературоведов и историков видят в нём графа Алексея Андреевича Аракчеева, любимца императора Александра I.
На это соответствие указывает схожесть фамилии, с помощью которой автор в свойственной ему ироничной манере указал на ключевые качества героя (угрюмый, мрачный). По примеру своего реального прототипа Угрюм-Бурчеев одержим идеями масштабного переустройства государства российского.
Еще одним возможным прототипом Угрюм-Бурчеева называют императора Николая I, который благодаря жёстким, репрессивным методам правления получил прозвище «жандарм Европы». Будучи современником Николая I и свидетелем его бездарного правления, Салтыков-Щедрин дал последнему глуповскому градоначальнику самую едкую и жёлчную характеристику.
Этот образ полностью соткан из гротеска. Автор описывает «деревянное» лицо Угрюм-Бурчеева, чьи челюсти «с каким-то необъяснимым букетом готовности раздробить или перекусить пополам.»
Герой спит на голой земле, подложив под голову камень, ест лошадиное мясо и с легкостью переваривает воловьи жилы.
Угрюм-Бурчеев, завершая список глуповских градоначальников, является самым гиперболизированным образом. Чтобы подчеркнуть высшую степень идиотизма героя, автор описывает случай, когда тот в порыве преданности начальству отрубает себе палец.
«Систематический бред»
Угрюм-Бурчеева, его маниакальная приверженность своим идеям стали своеобразной антиутопией, которая в итоге подвела к фантастическому финалу — внезапному «растворению» градоначальника в природной стихии. Таким образом автор в иносказательной манере воплотил идею о беспощадности и противоестественности самодержавной власти, граничащей с идиотизмом.
Вывод
Одним из интересных главных героев в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» является градоначальник Угрюм-Бурчеев. Отношение к данному персонажу весьма однозначное: недалёкий, ограниченный, бездушный и жестокий правитель не вызывает ничего, кроме отвращения.
По замыслу автора, роль героя заключается в наглядной демонстрации жестокости и абсолютной абсурдности самодержавия, которое безжалостно губит всё живое на своем пути. Характеристика Угрюм-Бурчеева с цитатами позволит лучше понять нрав главного героя, узнать, с кого автор списал образ этого персонажа, раскрыть его жизненные ценности.