Характеристика глуповцев

Характеристика глуповцев

В сатирическом романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» главным героем является простой народ — жители города Глупов, которые стали символом незрелого общества, не способного здраво мыслить и руководить собственной жизнью. Характеристика глуповцев наглядно демонстрирует, к чему может привести безответственность и инфантильность общества. Не желая брать ответственность за себя и свои поступки, глуповцы готовы годами страдать и покорно терпеть правителей-самодуров.

Цитатная характеристика

Описание собирательного образа глуповцев с цитатами позволит раскрыть их своеобразие, продемонстрировать черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет глуповцев основан на том, что в древности они назывались головотяпами.

«Был, говорит он, в древности народ, головотяпами именуемый…»

Источник: «О корени происхождения глуповцев»

Глуповцы жили далеко от Европы, на севере.

«…жил он далеко на севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагали существование Гиперборейского моря».

Источник: «О корени происхождения глуповцев»

Головотяпами они назывались потому, что имели крепкие головы и бездумно тяпали ими всё без разбору.

«Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку “тяпать” головами обо все, что бы ни встретилось на пути. Стена попадется — об стену тяпают; богу молиться начнут — об пол тяпают».

Источник: «О корени происхождения глуповцев»

Головотяпы были переименованы в глуповцы князем, который был поражён их непроходимой глупостью.

«— Глупые вы, глупые! — сказал он, — не головотяпами следует вам, по делам вашим, называться, а глуповцами!»

Источник: «О корени происхождения глуповцев»

Изначально глуповцы были свободным племенем, но однажды решили найти князя, чтобы он управлял ими.

«Тогда надумали искать себе князя.
— Он нам все мигом предоставит, — говорил старец Добромысл, — он и солдатов у нас наделает, и острог, какой следовает, выстроит! Айда, ребята!»
Источник: «О корени происхождения глуповцев»

Князь нужен был глуповцам для того, чтобы смог навести порядки. Сами глуповцы настолько глупы, что не могут жить мирной жизнью.

«— А пришли мы к твоей княжеской светлости вот что объявить: много мы промеж себя убивств чинили, много друг дружке разорений и наругательств делали, а все правды у нас нет. Иди и володей нами!»

Источник: «О корени происхождения глуповцев»

«— А как не умели вы жить на своей воле и сами, глупые, пожелали себе кабалы, то называться вам впредь не головотяпами, а глуповцами».

Источник: «О корени происхождения глуповцев»

Ни один мудрый князь не соглашается править таким недалёким племенем, как глуповцы. И им не остаётся ничего иного как выбрать самого глупого правителя.

«— Я уж на что глуп, — сказал он, — а вы еще глупее меня!.. Не хочу я володеть вами, а ищите вы себе такого князя, какого нет в свете глупее, — и тот будет володеть вами!»

Источник: «О корени происхождения глуповцев»

«…и пошли искать князя.
— Ты нам такого ищи, чтоб немудрый был! — говорили головотяпы новотору-вору, — на что нам мудрого-то, ну его к ляду!»
Источник: «О корени происхождения глуповцев»

Выбрав князя, глуповцы основали на болоте город, который нарекли Глуповым.

«Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами. “Так и процвела сия древняя отрасль”, — прибавляет летописец».

Источник: «О корени происхождения глуповцев»

Внешность

Несмотря на обилие кож, глуповцы предпочитают ходит по старинке в лаптях, а не в сапогах.

«…но кож оказалось множество, и так как глуповцам за всем тем ловчее было щеголять в лаптях, нежели в сапогах, то и кожи спровадили в Византию полностию…»

Источник: «Эпоха увольнения от войн»

Черты характера и поступки

Главной чертой жителей города является их удивительная глупость.

«— Глупые вы, глупые! — сказал он, — не головотяпами следует вам, по делам вашим, называться, а глуповцами!»

Источник: «О корени происхождения глуповцев»

«— Я уж на что глуп, — сказал он, — а вы еще глупее меня!»

Источник: «О корени происхождения глуповцев»

Глуповцы невероятно упрямы в своей глупости.

«Несмотря на непреоборимую твердость, глуповцы…»

Источник: «Органчик»

Глуповцы — большие хвастуны, которые считают себя лучшим народом.

«— Мы головотяпы! нет нас в свете народа мудрее и храбрее! Мы даже кособрюхих и тех шапками закидали! — хвастали головотяпы».

Источник: «О корени происхождения глуповцев»

Глуповцы — беспечные, легкомысленные и добродушные люди.

«…и обычная глуповская восторженность, и обычное глуповское легкомыслие».

Источник: «Органчик»

«Глупов, беспечный, добродушно-веселый Глупов, приуныл. Нет более оживленных сходок за воротами домов, умолкло щелканье подсолнухов, нет игры в бабки!»

Источник: «Органчик»

Одна из характерных черт глуповцев — чинопочитание, чрезмерное преклонение перед своим правителем.

«…пришлось глуповцам на деле изведать, каким горьким испытаниям может быть подвергнуто самое упорное начальстволюбие».

Источник: «Органчик»

«Они любят, чтоб у начальника на лице играла приветливая улыбка, чтобы из уст его, по временам, исходили любезные прибаутки».

Источник: «Органчик»

«…как, движимые силою начальстволюбия…»

Источник: «Сказание о шести градоначальницах»

«…нам терпеть можно! потому мы знаем, что у нас есть начальники!»

Источник: «Голодный город»

«Начальстволюбие… робкими, но твердыми шагами выступает вперед».

Источник: «Органчик»

Глуповцы — невероятно терпеливый народ, способный терпеть любую несправедливость и жестокость, но никогда не роптать на своего правителя.

«— Мы люди привышные! — говорили одни, — мы претерпеть могим. Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырех концов запалить — мы и тогда противного слова не молвим!»

Источник: «Голодный город»

Для глуповцев совершенно не важны управленческие качества градоначальника. Для них главное, чтобы он был приветлив и ласков с ними, даже если он глуп и ленив.

«…глуповцы — народ изнеженный и до крайности набалованный. Они любят, чтоб у начальника на лице играла приветливая улыбка, чтобы из уст его, по временам, исходили любезные прибаутки, и недоумевают, когда уста эти только фыркают или издают загадочные звуки».

Источник: «Органчик»

«Начальник может совершать всякие мероприятия, он может даже никаких мероприятий не совершать, но ежели он не будет при этом калякать, то имя его никогда не сделается популярным».

Источник: «Органчик»

Глуповцы не представляют свою жизнь без правителя, и когда Глупов остается без градоначальника, чувствуют себя сиротами.

«…неслыханная весть об упразднении градоначальниковой головы в несколько минут облетела весь город. Из обывателей многие плакали, потому что почувствовали себя сиротами».

Источник: «Органчик»

Глуповцы не способны самостоятельно прожить без правителя даже короткий промежуток времени — в их жизни сразу начинается хаос и беспорядки.

«…едва узнали глуповцы, что они остались совсем без градоначальника, как, движимые силою начальстволюбия, немедленно впали в анархию».

Источник: «Картина глуповского междоусобия»

По своей сути глуповцы являются «младенческим», то есть незрелым обществом.

«…когда просвещение слишком рано приходит к народам младенческим и в гражданском смысле незрелым».

Источник: «Войны за просвещение»

Глуповцы — глубоко невежественный, тёмный народ.

«…глуповцы даже усиленно добивались, чтоб Бородавкин пролил свет в их темные головы…»

Источник: «Фантастический путешественник»

Глуповцы отличаются большой устойчивостью к различным бедам и неприятностям.

«Вообще во всей истории Глупова поражает один факт: сегодня расточат глуповцев и уничтожат их всех до единого, а завтра, смотришь, опять появятся глуповцы и даже, по обычаю, выступят вперед на сходках так называемые “старики”».

Источник: «Войны за просвещение»

«…несмотря на смертный бой, глуповцы все-таки продолжают жить, достаточно свидетельствует в пользу их устойчивости…»

Источник: «Поклонение мамоне и покаяние»

Глуповцы настолько привыкают к бедам, что считают их чем-то неотвратимым и даже не пытаются с ними бороться. Любое сопротивление считается святотатством.

«Если глуповцы с твердостию переносили бедствия самые ужасные, если они и после того продолжали жить, то они обязаны были этим только тому, что вообще всякое бедствие представлялось им чем-то совершенно от них не зависящим, а потому и неотвратимым».

Источник: «Поклонение мамоне и покаяние»

«Самое крайнее, что дозволялось в виду идущей навстречу беды, — это прижаться куда-нибудь к сторонке, затаить дыхание и пропасть на все время, покуда беда будет кутить и мутить. Но и это уже считалось строптивостью; бороться же или открыто идти против беды — упаси боже

Источник: «Поклонение мамоне и покаяние»

Глуповцы не способны анализировать и исследовать то, что происходит вокруг них. Они просто плывут по течению, и их устраивает такой ход жизни.

«Путешественники того времени единогласно свидетельствуют, что глуповская жизнь поражала их своею цельностью, и справедливо приписывают это счастливому отсутствию духа исследования».

Источник: «Поклонение мамоне и покаяние»

Глуповцы не хотят размышлять над тем, почему они терпят лишения из-за правителей-самодуров.

«…если допустить глуповцев рассуждать, то, пожалуй, они дойдут и до таких вопросов, как, например, действительно ли существует такое предопределение, которое делает для них обязательным претерпение даже такого бедствия, как, например, краткое, но совершенно бессмысленное градоправительство Брудастого…»

Источник: «Поклонение мамоне и покаяние»

В редких случаях глуповцы могли выказывать своё недовольство правителем. Однако у них не хватало смелости и силы духа открыто бунтовать против своеволия, и их противостояние выглядело как «бунты на коленях».

«Нет бунта, но и покорности настоящей нет. Есть что-то среднее, чему мы видали примеры при крепостном праве. Бывало, попадется барыне таракан в супе, призовет она повара и велит того таракана съесть. Возьмет повар таракана в рот, видимым образом жует его, а глотать не глотает. Точно так же было и с глуповцами: жевали они довольно, а глотать не глотали».

Источник: «Войны за просвещение»

«А глуповцы стояли на коленах и ждали. Знали они, что бунтуют, но не стоять на коленах не могли».

Источник: «Войны за просвещение»

Глуповцы плутоватые и странные люди, себе на уме.

«Но глуповцы тоже были себе на уме».

Источник: «Войны за просвещение»

Глуповцы не в состоянии укреплять свое благополучие, все их действия направлены на его уничтожение.

«…глуповцы употребили эту “новоявленную у них способность” не для того, чтобы упрочить свое благополучие, а для того, чтоб оное подорвать».

Источник: «Эпоха увольнения от войн»

Глуповцы настолько невежественны, что не способны проводить элементарный анализ происходящих событий. Когда жизнь их становится немного лучше, они просто приписывают это нечистой силе.

«Неокрепшие в самоуправлении, глуповцы начали приписывать это явление посредничеству какой-то неведомой силы. А так как на их языке неведомая сила носила название чертовщины, то и стали думать, что тут не совсем чисто и что, следовательно, участие черта в этом деле не может подлежать сомнению».

Источник: «Эпоха увольнения от войн»

Воспитание

Все без исключения глуповцы — безграмотные люди, способные поставить только крестик вместо своей подписи.

«К сему прошению, вместо людишек города Глупова, за неграмотностью их, поставлено двести и тринадцать крестов».

Источник: «Голодный город»

Характеристика глуповцев другими героями

Князь

Князь считает, что этот народ стоит назвать глуповцами, так как их главная черта — глупость, что проявляется в желании добровольно отказаться от свободы и найти управителя.

«— Глупые вы, глупые! — сказал он, — не головотяпами следует вам, по делам вашим, называться, а глуповцами!»

Источник: «О корени происхождения глуповцев»

«— Я уж на что глуп, — сказал он, — а вы еще глупее меня! Разве щука сидит на яйцах? или можно разве вольную реку толокном месить? Нет, не головотяпами следует вам называться, а глуповцами! Не хочу я володеть вами, а ищите вы себе такого князя, какого нет в свете глупее, — и тот будет володеть вами!»

Источник: «О корени происхождения глуповцев»

«— А как не умели вы жить на своей воле и сами, глупые, пожелали себе кабалы, то называться вам впредь не головотяпами, а глуповцами».

Источник: «О корени происхождения глуповцев»

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ собирательного персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику глуповцев вместе!

Биография

Предками глуповцев были головотяпы — племя, которое постоянно враждовало между собой и с соседями. Не сумев навести внутри своей общины порядок, они единодушно решили выбрать себе правителя, чтобы тот руководил ими.

Головотяпы принялись искать князя, но никто не хотел править невероятно глупыми и недалёкими головотяпами. Тогда они обратились к вору-новотору, который пообещал им найти князя. В итоге такой князь нашелся, но и он отказался жить с головотяпами и в качестве своего наместника поставил вора-новотора.

За свою непроходимую глупость головотяпы были переименованы в глуповцев. Вернувшись домой, они основали на болоте город, который нарекли Глуповым. Вору-новотору было очень легко управлять покорными глуповцами, которые безропотно сносили все выходки нового правителя. После вора-новотора князь отправлял в Глупов и других наместников, но все они были еще хуже бесчестного, властного и жестокого вора-новотора.

Далее в Глупове начались «исторические времена». Городом стали править градоначальники, которых в общей сложности оказалось 22 человека. Наиболее запоминающимися из них оказались Брудастый по прозвищу Органчик, Двоекуров, Фердыщенко, Бородавкин, Прыщ, Угрюм-Бурчеев. У каждого из этих градоначальников была своя манера правления и взгляд на административное устройство города, но всех их объединяло непомерное властолюбие, грубость, ограниченность и равнодушие к судьбам глуповцев.

С приходом последнего градоначальника, жестокого и тупого Угрюм-Бурчеева, даже самые терпеливые глуповцы стали роптать на власть. В стремлении создать свой идеальный город Угрюм-Бурчеев стёр с лица земли Глупов, чтобы построить на его месте Непреклонск. Однако что-то пошло не так, и Угрюм-Бурчеев попросту исчез.

Образ глуповцев

На протяжении всей истории своего существования глуповцы предстают откровенно глупыми, недалёкими и глубоко невежественными людьми, которые ведут примитивный образ жизни, не могут и не хотят развиваться.

Донельзя инфантильные и безответственные, они не могут жить без правителя, который бы вместо них принимал все важные решения. При этом для глуповцев совершенно неважно, какими качествами обладает их правитель: они будут глубоко почитать даже самого деспотичного и жестокого градоначальника.

Глуповцы буквально боготворят своих правителей и готовы терпеть любые издевательства с их стороны. Каждого нового градоначальника они принимают безусловно и довольны им заранее, считая своим спасителем. Каждый раз глуповцы доверчиво вручают новому правителю ответственность за свои судьбы, за жизнь города.

Глуповцы не хотят жить и думать самостоятельно, анализировать, делать выводы, сравнивать. Им даже в голову не может прийти, что можно благополучно жить без бездарного правления недалёких и иногда откровенного жестоких правителей. И как следствие, они ходят по замкнутому кругу, постоянно страдая от разного рода бед, несчастий, бессмысленных войн и голода.

Глуповцы не способны понять, что сами являются источником всех своих бед. Привыкнув к постоянным страданиям, они безропотно и терпеливо сносят новые испытания. Более того — даже гордятся «силой» своего духа. Это глупые, легкомысленные люди, которые в жизни руководствуются каким-то совершенно приземлёнными, звериными инстинктами. Не желая брать ответственность за свою жизнь, они не могут даже надеяться на светлое будущее.

Звукоизобразительные характеристики глуповцев

В сатирическом романе М. Е. Салтыкова-Щедрина глуповцы выступают общей массой. Их можно сравнить с огромным хором, который постоянно меняется в своём составе, но при этом сохраняет неизменное характерное звучание.

Автор очень тонко смог передать это звучание, которое прямо указывает на ключевые черты глуповцев: невежество, безграничное терпение, глупость, покорность. В этом хоре слышны лишь стоны, сдавленные рыдания, вздохи, шёпот, начальстволюбивые возгласы и лишь изредка — недовольное роптание. Преобладает же в этой какофонии звуков тишина страха и рабской покорности.

В природе глуповцев нет стремления к свободе и равенству, и потому мощный глуповский хор способен с легкостью перейти от робкого негодования к смиренному безмолвию.

Представленные общей массой, глуповцы звучат всегда одинаково, без проявления какой-либо индивидуальности. Они бестолково шумят во время сходок, веселятся и поют в хмельном угаре, когда на какой-то короткий промежуток времени их жизнь становится легче, и так же вместе умирают во время сильного голода, болезней или войн. Но во всех проявлениях глуповцев всегда слышится один настойчивый и неизменчивый мотив покорности и послушания.

Вывод

Ключевым героем в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» являются глуповцы — собирательный образ простого русского народа. В свойственной ему сатирической манере автор показал социальную незрелость народа, отсутствие у него элементарного уважения к собственной свободе и жизни.

Роль этого собирательного образа автор видит в том, чтобы, учитывая ошибки ушедших поколений, русские люди смогли сделать правильные выводы и прервать порочный круг унизительной жизни, основанной на раболепном преклонении перед властью. Развернутая характеристика глуповцев с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку литературы, кратко написать доклад или сочинение.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.
Предыдущая
СочиненияХарактеристика Фердыщенко
Следующая
СочиненияХарактеристика Угрюма-Бурчеева
Спринт-Олимпик.ру