“Зима недаром злится” – стихотворение, написанное Ф. И. Тютчевым в 1836 году. В нём проявилась любовь поэта к природе, его философское отношение к действительности. Познакомьтесь с кратким анализом “Зима недаром злится” по плану, который будет полезным при изучении произведения на уроке литературы во 2 классе.
История создания
Произведение вписывается в общую картину лирики Тютчева, главная идея которой – любовь к природе. “Зима недаром злится…” было написано в 1836 году. В это время поэт уже приобрел популярность среди широкой публики, печатался в журналах. Наметились особенности стихов Тютчева: переплетение нескольких тем, лёгкость изложения, осмысление глубоких философских вопросов и, главное, большая любовь поэта к природе. Всё это отразилось в изучаемом стихотворении.
Тема
Главная мысль стихотворения скрыта. Она выражается через описание на первый взгляд привычных событий – смены сезонов. Но поэт делает это, создавая живые образы Весны и Зимы. Лирический герой рад тому, что ворчливая старуха, “ведьма злая”
, Зима, несмотря на её попытки остановить ход событий, проиграет молодой, красивой Весне.
Есть особый философский смысл в создании таких героинь. Проводится некая линия сравнения между сменой времён года и обновлением вообще. Юность, смелая, свежая, всегда победит, приходя не смену отжившему.
Композиция
Композиция стихотворения – кольцевая. Поэт начинает и заканчивает описанием весны. Всего можно выделить четыре части.
Из первой мы узнаем, что приходит весна. Она “в окно стучится и гонит со двора”
злую старуху-зиму. Во второй части описывается атмосфера, которая царит в природе: “всё засуетилось”
, “жаворонки… уж подняли трезвон”
.
Третья часть – описание Зимы. Она “ещё хлопочет”
, “ворчит”
. Зима уже не может противостоять своей молодой сопернице, поэтому убегает, успевая запустить в неё снегом. В четвертой, заключительной части мы снова видим перед глазами красивую, румяную девушку-весну, которой нипочем проделки Зимы, она становится ещё прекраснее.
Произведение состоит из пяти строф, представленных четверостишиями. Стихотворный размер – ямб. Автор использует различные виды рифмы: точную (злится – стучится, пора – двора), неточную (мало – стала), мужскую (ворчит – шумит, вон – трезвон), женскую (хлопочет – хохочет, злая – убегая). Способ рифмовки – перекрёстный (рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки).
Жанр
Стихотворение написано в жанре лирического стихотворения, в нём красочно описывается природа. Описание это даётся сквозь призму восприятия лирического героя. Благодаря использованным приёмам, стихотворение может напомнить сказку: автор оживляет явления природы, наделяет их характерами, их названия использует в качестве имён, употребляя слова “Зима” и “Весна” с заглавной буквы.
Средства выразительности
Поэт пользуется различными художественными средствами. В первую очередь, это олицетворения. Главные герои – времена года, которые представлены как живые: “Зима недаром злится”
, “Весна в окно стучится”
, “Зима ещё хлопочет и на Весну ворчит”
, “Весне и горя мало: умылася в снегу”
. Автор, называя их, использует слова с заглавной буквы – Весна и Зима.
Также Тютчев использует метафоры, говоря о зиме и весне: “Взбесилась ведьма злая”
, “В прекрасное дитя”
.
Создать впечатление возникшей суеты помогает аллитерация. Например, для передачи птичьего гомона повторяются звуки “н”, “з”: “И жаворонки в небе уж подняли трезвон”
. А для передачи шума, смеха используются звуки “х”, “ч”, “ш”, “щ”: “Зима ещё хлопочет и на Весну ворчит, та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…”
.
Читатель чувствует возникшую суету и борьбу главных героинь благодаря частому использованию глаголов, создающих ритм: “злится”
, “стучится”
, “засуетилось”
, “хлопочет”
, “хохочет”
, “шумит”
, “взбесилась”
и так далее.