Стихотворение “О красоте человеческих лиц” является одним из самых известных произведений Заболоцкого. Педагог по образованию, он как никто другой умел донести до читателя вложенную в поэтические строки идею. Краткий анализ “О красоте человеческих лиц” по плану поможет ученикам 11 класса лучше понять эту идею. Материал можно использовать для объяснения темы на уроке литературы.
История создания
Произведение написано в период оттепели, когда многие писатели и поэты, в том числе Заболоцкий, испытывали творческий подъем. Датируется произведение 1955 годом, когда поэт поддерживал деятельность “Объединения реального искусства”. Заболоцкий исповедовал принципы реалистичной традиции в литературе и писал такие произведения, которые были бы понятны даже детям. Этому помогало его педагогическое образование.
Тема
Стихотворение посвящено не просто описанию человеческих лиц: поэт говорит о том, что на них буквально “написаны”
характер, жизненный путь, наклонности. И если уметь анализировать “написанное”, можно узнать о человеке гораздо больше, чем он о себе рассказывает. Заболоцкий использует метафору не просто для красоты слога, ведь жизнь – это тот же дом и каждый человек строит её по-своему.
При этом он также отмечает, что красота лица не должна становиться приоритетом при оценке человека, ведь главное – это душа, которую можно в этом лице разглядеть.
Композиция
Произведение имеет одночастную композицию. С первой строфы поэт описывает разные лица-здания, сначала проводя аналогию, а после – делая вывод. Такой принцип построения упрощает для читателя понимание вложенной идеи. В основном каждому лицу-зданию автор уделяет по две строки – и тем важнее в композиционном смысле последние две строфы, посвящённые неказистой снаружи и прекрасной внутри “хижине”
и лицам, которые напоминают автору “ликующие песни”
.
При этом поэт использует принцип нарастающей эмоциональности, когда в конце он выражает мысль о том, что мир прекрасен. И прекрасных людей в нём тоже много, если не полениться и отыскать их.
Оно написано четырёхстопным амфибрахием, который передаёт неспешные раздумия автора произведения, придает ему характер размеренного рассуждения.
Жанр
Заболоцкий часто обращался к такому виду лирики, как философская лирика. Написано стихотворение в жанре думы. Это жанр, в котором представлены размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы. Именно жанр думы позволял Заболоцкому рассматривать волнующие проблемы всесторонне и глубоко. К этому жанру относится и стих “О красоте человеческих лиц”.
Средства выразительности
Стихотворение “О красоте человеческих лиц” богато разнообразными выразительными средствами, каждое из которых играет свою роль. Заболоцкий использует:
- Эпитеты –
“пышные порталы”, “жалкие лачуги”, “мёртвые лица”, “ликующие песни”.
- Метафоры –
“струится дыханье весеннего дня”, “мёртвые лица закрыты решетками”, “малую хижину знал я когда-то”
. - Сравнения –
“словно темница”, “как солнце сияющих нот”, “другие – как башни”
. - Анафора –
“есть лица”
.
По сути, всё произведение – это композиция из развёрнутых метафор, помогающих понять мысль автора. Он использует образы для того, чтобы донести до читателя свою идею, а рефрен “есть лица”
не только отделяет одну метафору от другой, но и подчёркивает тему стихотворения. Анафора также позволяет сделать схему раскрытия образов единой.
Сравнения позволяют Заболоцкому показать, как различаются человеческие лица, какими разными они могут быть. И как важно при этом смотреть не на внешнее, а в душу – через глаза-окна.
Предыдущая