Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье» продиктовано автору самой любовью. В стихотворении сочетается любовная и пейзажная лирика. Предлагаем узнать о произведении больше, ознакомившись с кратким анализом «Шёпот, робкое дыханье!» по плану, который будет особенно полезен школьникам в 10 классе.
История создания
История создания связана с любовью поэта к Марии Лазич. С девушкой А. Фет познакомился летом 1848 года, когда служил на границе Херсонской и Киевской губернии. Молодого человека часто приглашали на балы. На одном из них он и увидел высокую стройную брюнетку со смуглой кожей. Симпатия между молодыми людьми возникла с первого взгляда, вскоре она переросла в серьёзные отношения. Мария стала для Фета не только родной душой, но и вдохновительницей.
Поэт собирался жениться на девушке, но из-за материальных проблем влюблённые вынуждены были расстаться. Вскоре после расставания М. Лазич умерла. До сих пор не известно, был то несчастный случай или самоубийство. Фет до конца своих дней жалел о том, что не создал с Лазич семью. Мария – та, кому посвящено не только анализируемое стихотворение, строки ей поэт писал до самой смерти.
Произведение «Шёпот, робкое дыханье» было создано в 1850 г., когда молодые люди ещё состояли в отношениях. В этом же году Мария умерла.
Тема
В центре стихотворения темы любви и любовного свидания. Они традиционны для интимной лирики отечественной и мировой литературы. Заявленная тема раскрывается не только при помощи описаний внутреннего состояния влюбленных, их поэт переплетает с элементами пейзажа.
Лирический герой практически не проявляет себя, но страстное и нежное описание любовной сцены подсказывает, что перед нами пылкая натура. В первых строчках А. Фет описывает чарующие звуки любви: «шёпот, робкое дыханье».
Разговор между двумя родственными душами дополняют «трели соловья»
. Соловей – символ чистоты и любви, поэтому автор не зря упоминает эту птицу. Описание сонного ручья, который мерно колышет свои воды, придаёт описанию томность и нежность.
Во второй строфе тема любви проявляется выразительней. Лирический герой подпускает читателя ближе, позволяя ему увидеть, как меняется «милое лицо»
. В третьей строфе эмоции нарастают ещё больше, между влюблёнными накаляется страсть. Поэт рассказывает о лобзаниях, смешанных со слезами. Почему же они появляются на глазах счастливых влюблённых? Фет считал, что именно слёзы показывают наивысший накал страсти.
Композиция
Композиция произведения только на первый взгляд кажется простой. Стихотворение делится всего на три катрена. Тем не менее, в трёх четверостишиях автор сумел соединить элементы пейзажной и любовной лирики, в содержании стихотворения условно можно выделить две составляющие.
Стихотворный размер – трёх- и четырёхстопный хорей. В тексте использована перекрестная рифмовка АВАВ, мужские и женские рифмы.
Жанр
Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как в нём отсутствует сюжет и очень яркое эмоциональное начало. И наивысший накал чувств – слёзы, как в природе пик – заря. И заря, заря!
Средства выразительности
Особенность анализируемого стихотворения – отсутствие глаголов. Этот приём позволяет замедлить события, придать им привкус ночного спокойствия тишины и любви. Такая «ограниченность» в наборе слов не мешает автору создавать оригинальные художественные средства для раскрытия темы и воспроизведения чувств влюблённых. Языковые средства в данном стихотворении отличаются простотой, так как состоят по большей мере из двух-трёх слов.
В каждую строфу поэт вплетает метафору: «тени без конца», «в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря»
. Нежность и страсть передаются при помощи эпитетов: «сонный ручей», «волшебные изменения», «милое лицо», «дымные тучки
».
Интонация первых двух строф плавная, только в последней строфе она нарастает, и последняя строка взрывается восклицанием. Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. Плавность стихотворению придаёт аллитерация сонорных «м», «н», «р», «л». В последней строфе автор употребляет несколько слов с согласным «р», что отображает накал чувств между влюблёнными.
Предыдущая