Ф. Тютчев известен как автор пейзажной лирики, но в более поздних его стихах рядом с картинами природы появляются философские размышления. Образцом такой поэзии является стихотворение «С поляны коршун поднялся», изучаемый в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «С поляны коршун поднялся» по плану.
История создания
Произведение было написано в 1835 году в Мюнхене. Поэт уже не надеялся вернуться в Россию, но знал, что такая поездка ему ещё предстоит. За границей он жил с любимой супругой и, кажется, был счастлив, но что-то время от времени нагоняло тоску. Такое настроение выливалось на бумагу.
К созданию стихотворения поэта подтолкнуло наблюдение за коршуном, который свободно парил над землей, уходя постепенно за небосклон. Увиденное стало основой для проведения параллели между человеком и птицей.
Опубликовали творение Тютчева только спустя более сорока лет – в 1879 г.
Тема
В русской литературе эпохи Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева немало примеров стихов, в которых пейзажные мотивы переплетаются с размышлениями над философскими проблемами. В анализируемом стихотворении поэт раскрывает тему внутренней несвободы человека, используя для этого пейзажную зарисовку. Поэт реализует идею о том, что человеку лишь кажется, что он царь земли. На самом деле он привязан к ней. В то время как животные и птицы свободны, человек «в поте и пыли
», он не может разбить оковы общества.
В центре стихотворения лирический герой, который наблюдает за коршуном. Птица легко поднимается с поляны, а потом взлетает прямо в небо. Преград она не видит, ведь на земле её ничего не держит. Коршун свободен, поэтому может «уйти за небосклон».
Когда птица скрывается из поля зрения, лирический герой задумывается о собственной жизни. Он проводит параллель между птицей и человеком. Герой считает, что крылья и свободу коршуну даровала сама природа. Человеческая участь кажется ему не такой весёлой. Он царь земли, но покинуть её не может. От такого положения дел гордое звание блекнет.
Размышление о человеческой жизни лаконичное. Кажется, что автор только констатирует факт. Тем не менее, двух строчек достаточно, чтобы читатель понял переживания лирического героя и тоже задумался над проблемой.
Последние строки написаны от первого лица. Это сближает читателя и лирического героя, подсказывает, что лирический герой сливается с образом автора.
Композиция
Композиция стихотворения несложная. Автор строит стих в виде монолога лирического героя, включая в него описание и рассуждение. По смыслу произведение делится на две части: пейзажная зарисовка и размышления лирического героя, в которых чувствуется философский оттенок. Части разные по объёму, большинство строк посвящено природе. Формально стихотворение состоят из двух катренов.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. В стихотворении используется парная рифмовка ААВВ. В стихотворении только мужские рифмы.
Жанр
Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как настроение монолога грустное, в последних строках чувствуется разочарование.
Средства выразительности
Пейзажную зарисовку Тютчев создал с использованием художественных средств. Они также являются основой размышления лирического героя.
Преобладают в тексте метафоры: «ушёл за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», «я, царь земли, прирос к земли».
В последней метафоре автор использует тавтологию, повторяя слово «земли
». Такой приём не режет слух, наоборот, удачно подчёркивает ключевую мысль. Эпитетов в стихотворении мало, но именно они показывают силу птицы, которой восхищается лирический герой: «два мощных, больших крыла».
Речь лирического героя эмоциональная, поэтому значительную роль играют восклицательные синтаксические конструкции. В некоторых строфах используется аллитерация, например, полет птицы описывается словами, в которых преобладают согласные «с», «ш», «л»: «Всё выше, далее вьется он – и вот ушёл за небосклон»
. Кажется, что эти согласные воспроизводят шум крыльев и картину плавного полёта птицы.