Анализ стихотворения «Родная деревня» Рубцова

Анализ стихотворения «Родная деревня» Рубцова

Центральной темой в поэзии Николая Михайловича Рубцова является его любовь к малой родине. Не стало исключением и стихотворение «Родная деревня», в котором поэт делится своими воспоминаниями о родных местах. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Родная деревня» по плану, который будет полезен ученикам 5 класса при подготовке к уроку литературы.

История создания

Произведение «Родная деревня» во многом автобиографично. Судьба Николая Рубцова складывалась совсем непросто. Лишившись в раннем детстве обоих родителей, он воспитывался в детском доме в селе Никольское.

Поэт на всю жизнь запомнил небольшую деревушку, расположенную на краю болот и бескрайних лесов. Здесь прошло его послевоенное детство и юность. По признанию поэта, это время было не таким уж сложным, как могло показаться. Напротив, жизнь в детском доме научила его преодолевать жизненные трудности, ставить цели и добиваться их. После окончания школы-семилетки Николай Михайлович покинул родное село, однако навсегда сохранил память о нём.

Так, будучи уже в зрелом возрасте и переосмысливая прожитую жизнь, поэт вернулся в своих воспоминаниях к деревушке, в которой прошли его счастливые детские годы, и в 1970 году написал стих«Родная деревня».

Тема

Центральная тема произведения выражена в любви к своей малой родине. Лирический герой возвращается в родную деревню спустя годы уже взрослым, зрелым человеком. Он вспоминает родные тропки, школу, в которой когда-то давно учился.

Автор описывает «пыльного мальчишку», который отчаянно мечтает покинуть село и устремиться навстречу неизведанному в большом городе. В этом мальчишке он видит самого себя много лет назад. Точно так же он мечтал вырваться из провинции, полагая, что «настоящая» жизнь возможна только в столице.

Но, реализовав свою мечту и приехав навестить родные края, он понимает, что самые счастливые его дни прошли именно в небольшой деревушке. Спустя время он осознаёт всю прелесть незамысловатой сельской жизни, начинает понимать красоту и истинную ценность своей малой родины.

Композиция

Композиция произведения кольцевая, поскольку фраза «Где кончил начальную школу» встречается в первой и последней строфах, замыкая стихотворение в круг. Подобный приём позволяет автору сделать акцент на описываемых им местах и событиях, придать им более глубокий смысл.

Условно произведение можно разделить на три части.

  • В первой части автор признаётся в любви к своему родному краю, в котором случайный проезжий увидит лишь запущенность и неблагоустроенность.
  • Вторая часть посвящена устремлениям сельской молодёжи, которые хотят во что бы то ни стало вырваться из родной деревни и начать новую жизнь в большом городе.
  • В третьей части автор делится уже своим жизненным опытом, согласно которому жизнь в столице далеко не всегда оказывается такой сладкой и заманчивой, как это видится из села.

Жанр

Произведение написано в литературном жанре лирическое стихотворение, поскольку на первом месте мысли и чувства лирического героя: его любовь к малой родине, его переживания о том, что молодёжь стремится покинуть родные места.

Стихотворный размер – трёхстопный амфибрахий.

Средства выразительности

В стихотворении «Родная деревня» поэт использует крайне небольшой запас средств художественной выразительности. Среди них все же встречаются метафоры дороги моих побережий»), эпитеты пылкий», «пыльный», «удивлённых»), инверсия люблю я деревню»), гипербола храбрится, едва из пелёнок»).

Предыдущая
Анализ стихотворенийАнализ стихотворения «Зимняя дорога» Пушкина
Следующая
Анализ стихотворенийАнализ стихотворения «Тихая моя родина» Рубцова
Спринт-Олимпик.ру