Стихотворение “Родина” Н. А. Некрасов написал в 1846 году. В нём отражены воспоминания поэта о его детстве, родителях. В основе произведения — конфликт между лирическим героем и поместно-деревенским миром. Краткий анализ “Родина” по плану будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.
История создания
Стихотворение “Родина” было написано в 1846 году. История создания этого произведения связана с событиями, далекими от момента его написания – с детством поэта. Именно воспоминания ложатся в основу стихотворения. Но у Некрасова с ними связаны не любовь и приятная ностальгия, как у многих других его соратников. Детство предстает у него в образах отца-тирана, несчастной матери, вынужденной терпеть поведение мужа, маленького поэта, рано узнавшего все отрицательные черты, присущие быту помещичьей жизни. Именно тогда зародилось его неприятие крепостничества и всего, что с ним связано.
Тема
Основная тема стихотворения – родина и воспоминания поэта о детских годах. Но тема детства, отношения к нему существенно отличается от того, что мы привыкли читать у других авторов: здесь нет любви и грусти по прошедшей юности. Перед нами возникают неприятные образы дома и людей, которые окружали маленького Некрасова: “…жизнь отцов моих…текла среди пиров, бессмысленного чванства, разврата грязного и мелкого тиранства”
. Удивляет читателя и радость, которую испытывает лирический герой от того, что его родовое поместье теперь разрушено: “С отрадой вижу я, что срублен темный бор… и нива выжжена, и праздно дремлет стадо… и набок валится пустой и мрачный дом”
. Но эта радость вполне оправданна, если принять во внимание воспоминания поэта о несчастливом детстве.
Композиция
Композицию стихотворения “Родина” можно назвать кольцевой. Разберёмся, в чём её особенности.
Произведение состоит из шести разных по размеру строф.
В первой части лирический герой возвращается туда, где прошло его детство: “И вот они опять, знакомые места…”
. Мы ожидаем приятные воспоминания после этих слов, но, напротив, поэт как бы переносится в прошлое, которое вызывает в нём боль и горесть: “Воспоминания дней юности… наполнив грудь мою и злобой и хандрой, во всей своей красе проходят предо мной…”
.
Следующая часть посвящена матери Некрасова. Мы видим сад и среди него несчастную женщину, которая плачет о своей тяжелой судьбе. Она была “навеки отдана угрюмому невежде”
и “жребий свой несла в молчании рабы”
.
В третьей строфе поэт вспоминает о сестре, которая так же, как и мать, была несчастна при жизни и рано умерла. В следующих двух частях мы узнаем о няне поэта, которая была рядом в самые тяжёлые моменты: “Ах, няня! Сколько раз я слёзы лил о ней в тяжёлый сердцу час…”
.
В конце стихотворения поэт снова возвращается в реальность. Перед ним предстаёт печальная картина: “…срублен тёмный бор… И нива выжжена, и праздно дремлет стадо… И набок валится пустой и мрачный дом”
. Но Некрасов только рад этому: “…с отвращением кругом кидая взор, с отрадой вижу я…”
.
Стихотворение состоит из шести строф, написано ямбом. Особенность состоит в том, что строфы имеют разное количество строк. Поэтом был использован парный способ рифмовки и разные виды рифмы: точная (места – пуста, чванства – тиранства), неточная (растленной – благослованной, дальней – болезненно-печальный), мужская (рабов – псов), женская (увидеть – ненавидеть).
Жанр
Определяя жанр стихотворения “Родина”, многие исследователи относят его к элегии.
Средства выразительности
Стихотворение не перегружено художественными средствами, но выбранные поэтом тропы создают яркие образы и представляют читателю все ужасающие картины окружающей действительности. Среди них есть метафоры: “рой подавленных и трепетных рабов”
, “…тревог огонь томительный до срока сердце жег”
, “Ты жребий свой несла в молчании рабы”
.
Также Некрасов использует много разнообразных эпитетов: “Разврата грязного”
, “покой благословенный”
, “Огонь томительный”
, “Воспоминания дней юности… роскошных и чудесных”
, “лик… болезненно-печальный”
, “душа… была горда, упорна и прекрасна”
, “печальную судьбу”
, “холодною и строгою улыбкой”
, “Её бессмысленной и вредной доброты”
, “юности моей, мятежной и суровой”
.