Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Прощай, немытая Россия” отражает острые социальные и политические взгляды автора. Написано незадолго до поездки на Кавказ в 1840 году, оно стало своего рода предвидением скорой смерти поэта. Полный и краткий анализ “Прощай, немытая Россия” по плану пригодится на уроках литературы в 9 классе.
История создания
Стихотворение написано в 1841 году перед ссылкой поэта на Кавказ. Его личная жизнь снова неустроенна, служба не приносила удовольствия, свобода творчества была практически ограничена. После очередной дуэли с участием Лермонтова его арестовали на основании слухов, было вынесено постановление о ссылке поэта на Кавказ (война там длилась около полувека) “в первую линию наступления”
. Фактически это был смертный приговор, и Лермонтов понимал это, не зря его стихотворение начинается со слова “Прощай..”
. Именно так в царской России поступали с неугодными людьми, которые мешали режиму, но были слишком яркими личностями, чтобы быть осужденными безвинно. Поэт написал гневное стихотворение зимой 1841 года, летом этого же года его не стало.
Тема
Неприятие общественных устоев и политического режима России. Обида и одиночество человека, не признанного своей страной, ненужного ей. Невозможность жить в условиях слежки, доносов, низости и самоуправства. Это единственное стихотворение, в котором Лермонтов так откровенно осудил ту Россию, которая превратилась в безликую, раболепствующую, угнетённую страну. Он чётко разграничил тех, кто управляет “мундиры голубые”, “паши”
и кто пресмыкается “им преданный народ
“. Будучи человеком с тяжёлым характером, острым и язвительным, Лермонтов практически не имел друзей, не был уважаем в “благородном” обществе, за ним тянулась слава неуравновешенного, обозлённого человека. Этот факт способствовал тому, что он чувствовал себя чужим на балах и светских раутах, ему были неинтересны пышные приёмы, где он часто вступал в конфликты, бросал колкости в адрес присутствующих.
Идея – поэт не принимает раболепское мышление и образ жизни дворянства, вездесущий контроль со стороны жандармерии, которая была одинакова нелюбима гражданскими и военными. Их способы управления и воздействия на думающих людей поэт презирал, как и самого царя. Искренняя любовь к России, как матери, её природе, красоте и обычаям – вот то, что ценил Лермонтов. До конца жизни он был ярым патриотом, несмотря на отношения с властью.
Лирический герой в стихотворении печален и разочарован, он потерян и угнетён. Яркой антитезой звучит сравнение “немытой
” России и гордого свободного Кавказа. Такой обидный эпитет родина заслужила за то, что она погрязла во лжи, чинопоклонении, доносах и угодничестве.
Композиция
Небольшое произведение – всего два четверостишия – вместило целую эпоху и характеристику общества XIX века. В первой строфе поэт прощается со всем, что его тяготит, в этих строках чувствуется боль и разочарование. Во второй строфе лирический герой выражает смутную надежду найти своё место “за стеной Кавказа
“, где нет отвратительного мировоззрения и устоев, характерных для Москвы и Петербурга (“всевидящих глаз и всеслышащих ушей
“). Ощущение присутствия лирического героя достаточно значимо благодаря формам глаголов, которые использует автор и эмоциональной субъективности во второй строфе.
Размер стихотворения: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.
Жанр
Это лирическое стихотворение, затрагивающее тему человека и толпы, непринятия пороков современного общества. В нём отражены мысли и чувства лирического героя, оно очень эмоционально. В произведении есть и черты эпиграммы, оно ярко высмеивает “всевидящий и всеслышащий
” режим, рабское сознание людей, их недостатки. Как и эпиграмма, оно обращено к конкретному адресату, даже к нескольким “мундирам”, “народу”, “немытой
” родине. С. Наровчатов назвал стихотворение “эпитафией всей николаевской России”.
Средства выразительности
Незабываемые авторские эпитеты, которые делают стихи произведения непревзойдённо “лермонтовскими”: “немытая Россия”, “преданный народ”, “всевидящий глаз”, “всеслышащие уши”.
Последние два словосочетания являются также тонкими сатирическими гиперболами.
Синекдоха “голубые мундиры”
используется вместо озвучивания слова “жандармы”.
Метафоры – “страна рабов, страна господ”, “стена Кавказа”, “паши”
.