В исторической поэме “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” М.Ю. Лермонтов иносказательно выразил критику государственного строя. По жанру произведение близко к фольклорным сказаниям. Полный и краткий анализ “Песня про купца Калашникова” по плану поможет при подготовке к ЕГЭ, при написании творческих работ на уроках литературы в 8 классе.
История создания
Это единственное произведение Лермонтова, написанное в фольклорном стиле, оно уникально тем, что подобной стилизации в литературе ближайшего периода не встречается ни у одного современника поэта.
Поэма написана в 1837 году, а опубликована в 1838 году в “Литературных прибавлениях к “Русскому инвалиду””. Отправленный в ссылку поэт некоторое время не печатался, однако удивительную по своей самобытности поэму опубликовали благодаря Жуковскому, который заступился за молодого опального поэта. Есть несколько версий создания поэмы.
По свидетельствам А. А. Краевского, Лермонтов написал “Песню…” во время пребывания на Кавказе от скуки. По другим сведениям, поэт проникся славянофильскими идеями своего родственника С. А. Раевского и создал поэму на основе народного сюжета. В любом случае сюжет поэмы взят поэтом из хроник времён Ивана Грозного, в котором повествуется о роковом случае вопиющей несправедливости со стороны правителя.
Тема
“Песня…” повествует о том, как опричник царя Ивана Грозного домогался замужней женщины, рассчитывая остаться безнаказанным. За честь Алёны Дмитриевны вступился её супруг, купец, хороший отец и глава рода, Степан Парамонович Калашников. В кулачных боях он вступает в схватку с опричником царя, “с божьей помощью” побеждает его: опричник погибает. Царь не может оставить такое происшествие без наказания. Не узнав истинной причины, по которой молодой купец решился на отчаянный поступок, он отправляет его на казнь.
Тема поэмы – жизнь и нравы народа во времена правления Ивана IV, вопиющая несправедливость самодержавной власти. Основная мысль произведения – прославление подвига купца Калашникова, который защищает справедливость и честь семьи ценой своей жизни. Проблематика – изображение своеволия верхов и приближённых к царю людей, несмотря на христианские и человеческие законы. Борьба добра со злом не всегда заканчивается победой светлой стороны, как учат народные сказки, но народ благодарен герою и помнит о его подвиге.
Композиция
Фольклорные мотивы произведения определяют его композицию: она классическая для жанра исторической народной поэмы: три части, запев и прославление героя в финале. Схема: экспозиция (запев) – завязка (зачин) – развитие событий – кульминация – развязка (исход) – эпилог. Перед каждой композиционной частью присутствуют своеобразные вставки фольклорного характера, придающие ей народный колорит и исторический оттенок.
Жанр
Историческая поэма в народном стиле. Сам автор назвал произведение песней, что и отражает её жанровое своеобразие: оно очень напоминает русские народные исторические песни или эпические фольклорные сказания, которые на Руси исполнялись гуслярами. Критика приняла произведение позитивно, высоко оценив мастерство автора, его стилизацию под народное творчество. Идея и смысл произведения очень близки для русского народа, оно бесценно и в историческом аспекте. Романтическое направление зрелого творчества Лермонтова подчёркивает его иносказательный характер: проблема столкновения личности и власти, что было актуально и во времена Грозного, и во времена Лермонтова. Хотя многие критики оценивают поэму как реалистическую: здесь даны правдивые картины царской трапезы, купеческого быта, кулачного боя, а также есть строгая мотивировка поведения главных персонажей.
Средства выразительности
Художественные средства, которые использовал автор для написания поэмы, близки народному творчеству: это повторы, сравнения, традиционно яркие эпитеты, олицетворения, анафора и эпифора. Язык поэмы Лермонтова высок и торжественен, он прославляет подвиг человека, ставшего на сторону правды. В ней использованы старинные формы народной лексики: просторечные слова, уменьшительно-ласкательные суффиксы, глаголы, оканчивающиеся на “-ся”, свойственные народной речи частицы и союзы. Много повторов, часто встречается параллелизм в построении предложений. Поэма украшена большим количеством народных эпитетов: “удалой боец”, “буйна головушка”, “кудрява борода”, “могутные плечи”
и метафорами “косы русые по плечам бегут”, “горят очи”, “кровавая долина побоища”
и другими.