«О, как убийственно мы любим» – одно из стихотворений, представляющих нам Ф. Тютчева как мастера любовной лирики. Стихотворение изучается школьниками в 10 классе. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «О, как убийственно мы любим» по плану.
История создания
Некоторые произведения литературы следует воспринимать в контексте биографии автора, к ним относится и анализируемое произведение. История создания его началась со встречи Фёдора Тютчева с Еленой Денисьевой в конце 1840-х гг. На то время 47-летний поэт уже был женат, но без памяти влюбился в 24-летнюю девушку.
Эти любовные отношения развивались очень странно. Денисьева стала любовницей Тютчева, ведь брак с его законной женой Эрнестиной расторгнут не был. Вскоре Денисьева родила возлюбленному троих детей. Поэт не просто признал их, но и, с согласия Эрнестины, дал им свою фамилию.
Елена отличалась крутым нравом, поэтому частенько устраивала сцены своему избраннику, но расстаться с ним не могла. Тютчев тоже очень любил свою молодую музу. Общество осуждало такой союз, отчего страдали влюбленные. Смешанные чувства безграничной любви и страдания Ф. Тютчев оставил в цикле стихов, посвящённых Е. Денисьевой. В него вошло и анализируемое стихотворение, созданное в 1851 году.
Тема
В стихотворении раскрывается тема страстной любви, которая обрела разрушительную силу под влиянием осуждения обществом. В связи с указанной проблемой развивается идея. Автор хочет показать, что чистую любовь и объект светлых чувств очень легко погубить, нужно уметь оберегать отношения от сплетен окружающих.
Тема раскрывается в чувственном монологе лирического героя, который полностью сливается с автором. Уже в первых строках герой рассказывает об убийственной любви и «слепоте страстей». Он пытается понять, почему для его любимой прекрасное чувство стало приговором. Герою удается найти ответы на поставленные вопросы: его возлюбленной пришлось отречься от общества, пожертвовать собой. Строки «Судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была, и незаслуженным позором на жизнь её она легла!» будто бы намекают на ту, кому посвящено произведение.
Слова лирического героя напоминают пазл, из которого складываются два контрастных портрета возлюбленной. В начале отношений это улыбчивая девушка с волшебным взором, блеском в глазах и «младенческо-живым» смехом. После того как «толпа» растоптала её душу, женщине удалось сберечь только «злую боль».
Композиция
Композиционно стихотворение условно делится на две части. В первой автор раздумывает над результатами убийственной любви, во второй возвращается к её истокам, где чувства делали двух людей счастливыми.
Указанные части не отдельные, Тютчев мастерски сплетает их, предаваясь то размышлениям, то воспоминаниям. Особенностью стихотворения также является рефрен. Поэт повторяет первую строфу, которая выражает основную мысль и подчёркивает переживания автора и лирического героя. Таким образом, автор закольцовывает стихотворение.
Формально произведение состоит из десяти катренов (четверостиший). Некоторые из них выражают относительно завершённую мысль, другие имеют смысл только в связи с предыдущими строками.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Ф. Тютчев использует перекрестную рифмовку АВАВ, в тексте есть и мужские, и женские рифмы.
Жанр
Жанр стихотворения – элегия, так как в произведении есть философские размышления. Строки проникнуты печалью лирического героя. В основе содержания боль от разочарования и грустные раздумья.
Средства выразительности
Для раскрытия чувств лирического героя, создания портретов его возлюбленной, раскрытия проблемы и реализации идейного звучания Ф. Тютчев использует различные средства выразительности.
Основной троп – метафора: «слепота страстей», «куда ланит девались розы», «судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была», «В её душевной глубине ей оставались вспоминанья…» Также в тексте есть: сравнение – “как северное лето, был мимолётным гостем он” и эпитеты – “волшебны взоры”, “встреча роковая”, “смех младенческо-живой”,
Настроение стихотворения поддерживается при помощи аллитерации например, согласных «з», «ж», «л»: «Боль злую, боль ожесточенья, боль без отрады и без слёз!». Ритмическая организация делает эмоции и чувства, описанные в стихотворении, более выразительными.
Предыдущая