Любовные произведения В. Маяковского поражают откровенностью, некоторые из них напоминают оголённый нерв. В такой манере написано и стихотворение «Лиличка!», посвящённое его любимой женщине. Предлагаем узнать о нём больше, используя краткий анализ «Лиличка!» по плану, который пригодится для урока литературы в 11 классе.
История создания
Анализируемое произведение было написано Владимиром Владимировичем в 1916 г., спустя год после знакомства с Лилией Брик. Лилия была сестрой невесты Маяковского Эльзы. По иронии судьбы, Эльза сама познакомила Брик со своим женихом. Женщина сразу покорила поэта, хоть особой красотой не отличалась. Исследователи считают, что весь секрет её очарования был в темпераментности и неординарности.
Любовь Владимира и Лилии нельзя назвать счастливой. Женщина уже была замужем, но брачные узы не могли удержать её сердце. Живя с мужем, Брик завела роман с Маяковским. Такие отношения заставили поэта страдать, но любовь не убили. Внутреннее состояние Владимира Владимировича отобразилось на бумаге.
Долгое время стихотворениям Маяковского, посвящённым Лилии Брик, не было места в русской литературе. Цензура запрещала их из-за безумных «выходок» женщины, которые были известны широкому кругу людей. При жизни поэта произведение так и не появилось в печати. Впервые его опубликовали в 1934. В 1980-х гг. к изданию готовили сборник любовной лирики Маяковского «Громада любви». Какое-то время цензура его не пропускала из-за того, что он включал стихотворения, посвящённые Брик. Комиссия обязала издателей изъять фамилию и имя музы Маяковского. Тем не менее, название «Лиличка!» чудом удалось сохранить.
Тема
Тема произведения – страдания, принёсенные любовью. Раскрывается она в обращении лирического героя к возлюбленной. У стихотворения есть подзаголовок «Вместо письма», он, как бы намекает, что герой выражает свои чувства искренне. Он не хочет их афишировать, ведь душа героя открыта только для возлюбленной.
Сначала лирический герой описывает прокуренную комнату. Она такая же мрачная, как и его мысли, напоминает ад. Такие ощущения возникают у лирического героя из-за того, что возлюбленная охладела к нему. Герой предчувствует разрыв отношений. Он детально воспроизводит картину расставания, которую рисует его воображение: любимая женщина выгоняет его, и он с дрожащими руками в отчаянье бежит по улицам. В этом эпизоде раскрывается взрывной характер героини, который был присущ и её прототипу.
Любящий мужчина не желает доводить отношения до этой пиковой точки. Он хочет расстаться сейчас, пока возможно сделать это тихо, без ссор. Тем не менее он уверен, что женщина не сможет избавиться от любви полностью, и будет таскать её, как гирю.
В строках произведения появляются образы слона и быка. Оба зверя отправляются отдохнуть в место, которое приносит им успокоение. Слон и бык – метафорическое воплощение лирического героя и самого Маяковского, уставшего от любви.
Перед тем, как завершить своё «письмо», герой ещё раз признается женщине в любви. Он осознает, что возлюбленная скоро забудет о нём, но не теряет надежды на то, что его слова остановят её. Последние стихи поражают нежностью, которую герой сумел сохранить в растерзанном сердце.
В произведении реализуется идея, что настоящую любовь не могут убить ссоры и разлуки. Автор показывает, что нежное чувство может приносить, как радость, так и страдание.
Композиция
Композиция произведения соответствует футуристической манере. Оно написано в форме монолога-обращения лирического героя. Текст не делится ни на смысловые части, ни на строфы. Это целостный поток мыслей, которые появляются под давлением эмоционального напряжения.
Стихотворный размер – акцентный стих. Автор использовал смешанную рифмовку. Некоторые строки рифмами не объединены.
Жанр
Жанр стихотворения – послание, о чём свидетельствует не только форма обращения, но и подзаголовок.
Средства выразительности
Как и другие произведения Маяковского, «Лиличка!» поражает оригинальными художественными средствами. Для откровенных признаний и создания образа любимой поэт использовал метафоры – «дым табачный воздух выел», «сердце в железе», «сломанная дрожью рука», «тело в улицу брошу я», «любовь моя – тяжкая гиря», «кроме любви твоей, мне нету солнца», «душу цветущую любовью выжег»
и эпитеты – «мутная передняя», «дикий я», «холодные воды», «опожаренный песок», «суетные дни»
.