На уроках литературы в 7 классе изучается творчество Ф. Н. Тютчева. Стихотворение “Как весел грохот летних бурь” Тютчев написал, вернувшись на родину после двадцатилетнего пребывания за границей. В нём описана картина природы перед летней грозой. Полный и краткий анализ “Как весел грохот летних бурь” по плану поможет лучше понять это произведение.
История создания
Фёдор Иванович Тютчев не просто поэт и публицист, он построил блестящую карьеру дипломата, был выдающимся политиком. Много времени Тютчев вынужден был жить за границей. В 1851 году Тютчев написал замечательное стихотворение “Как весел грохот летних бурь”, в котором описано начало грозы ярко и очень поэтично. Поводом к написанию послужило долгое отсутствие поэта на родине, поэтому возвращение в Россию, восхищение родной природой послужило толчком к созданию произведения. Поэт застал момент перед началом грозы и очень образно описал это состояние в природе. Автор не считал поэзию своим призванием, она была второстепенным занятием, после политической и публицистической деятельности.
Тема
Стихотворение пейзажной тематики о первых “аккордах” перед летней грозой. Тема стихотворения: начало грозы. Тональность стихотворения – весёлая, приподнятая. Гроза “оживает”, будто девушка “смущает”, “набегает”
, меняя всё вокруг. Образ грозы в стихотворении наделён характером и душой, созвучен радостному настроению лирического героя. Она игрива, мудра, весела и таинственна. О приближающейся смене сезонов говорит “первый жёлтый лист”
, граница между летом и осенью уже близка. Удивительно живые картины встают перед глазами читателя: кружатся, поднятые предгрозовым вихрем листья и “прах”
, резкие порывы ветра меняют солнечную летнюю погоду в одно мгновение, как в волшебной сказке. Перед величием стихии “дрожит”
дубрава, перекликаются птицы, гнутся верхушки огромных деревьев. В мятеже природы лирический герой видит удивительную красоту, свою особенную мелодию, душу, таинственную и мудрую.
Композиция
Стихотворение состоит из двух строф. Синтаксически оно делится на 3 предложения. Первая строка стихотворения – отдельная синтаксическая единица. Затем идет достаточно распространённое восклицательное предложение о наступающей грозе. Следующая строфа также равна предложению, которое заканчивается многоточием, остаётся семантически незаконченным. Это пауза перед главным действом. Остаётся несколько мгновений до “выхода на сцену” главной героини – грозы. Лирическое произведение очень динамичное и цельное за счёт синтаксиса и внутреннего содержания.
Стихотворение написано ямбом с кольцевой рифмовкой АВВА (в структурном плане оно поделено на четверостишия). Мужской тип рифмы чередуется с женским, она богата и насыщенна.
Жанр
Лирическое стихотворение. Классический пример пейзажной лирики, написанной в лучших традициях романтической поэзии. Описание природы даётся сквозь призму восприятия лирического героя. Это его настроение, чувства читаются в каждой строке.
Средства выразительности
У Тютчева встречается много эпитетов, он щедр на краски и словесную живопись: “прах летучий”, “небесная лазурь”, “опрометчиво-безумно”
, “широколиственно и шумно”, “внезапная тревога”
. Возвышенная лексика делает тютчевский стих торжественным и радостным.
Метафора “лесные исполины”
делает образы деревьев сказочно-волшебными, яркими и величественными. “Незримая пята”
надвигающейся бури клонит огромные деревья к земле, предвещая грандиозное действо.
Звукопись в произведении играет важную роль – передаёт всю гамму раскатов и порывов ветра в момент приближающейся грозы. В первой строфе автор играет со звуками “р” и “ж” (“вдруг на дубраву набежит, и вся дубрава задрожит”
), заканчивая шелестом ветра – “широколиственно и шумно”
. Автор создаёт эффект шагов стихии, которая поэтапно вступает в свои права.