В центре стихотворения “Июль – макушка лета” А. Твардовского — середина лета, о которой автору “напомнила газета”. В коротком произведении передана мимолётность времени, ёмко описаны картины июльской природы. Полный и краткий анализ “Июль – макушка лета” по плану пригодится при подготовке к уроку литературы в 7 классе.
История создания
Стихотворение написано во второй половине шестидесятых годов, предположительно в 1966 году. Автор обыграл народную поговорку ярко и поэтично, превратив её в весёлое, озорное стихотворение.
Тема
Тема – связь природы с человеком. Жизненный цикл человека неразрывно связан с временами года, именно эту связь рассматривает автор стихотворения. Время бежит настолько быстро, что самые тёплые, самые приятные летние денёчки проходят незаметно. В какой-то момент лирический герой понимает, что лето не вечно, оно достигло пика и скоро пойдёт на убыль. Этот факт не расстраивает его, а подчёркивает значимость момента, заставляет заметить, что лучшее время – то, которое ты проживаешь осознанно.
Проблематика – Середина лета – это плохо или хорошо? Это повод грустить или радоваться? Вот что беспокоит лирического героя. Он чуть было не упустил момент “макушки лета”: оказавшись на “вершине” сезона, к нему приходит понимание важности и простоты этого момента.
Идея – жить нужно так, чтобы время иногда останавливалось, и человек мог заметить всё происходящее вокруг. Это жизнь в гармонии с собой и природой. Лирический герой – замечает все тонкости подготовки природы к переходу в следующий сезон, маленькие, но важные звоночки, говорящие о движении времени.
Композиция
Динамичное стихотворение, состоящие из 13 строк, напоминающее музыкальную форму “рондо”. В смысловом и синтаксическом плане стихотворение выглядит так: четверостишие+пятистишие+четверостишие. Оно обрамлено строкой, являющейся народной поговоркой “июль – макушка лета” – именно так начинается и заканчивается произведение. Этот рефрен используется автором, чтобы подчеркнуть главную мысль, выделить самое важное. Стремительность стихотворения, особенности рифмы у Твардовского создают впечатление, что всё произведение – одно предложение.
Написанное трёхстопным ямбом, стихотворение имеет своеобразную рифмовку. Две первые строки – парную, они в свою очередь рифмуются с четвёртой, третья – с шестой, четвёртая и пятая снова в парной рифмовке. Такая рифмовка как бы связывает весь текст воедино, заставляет строки сливаться в одну целую конструкцию.
Жанр
Жанр – лирическое стихотворение, написанное в песенной форме.
Звукопись в стихотворении играет роль знойных оттенков, когда в полдень всё плавится и изнемогает от жары. Это достигается за счёт повторения звуков “п” и “л”.
Средства выразительности
Метафоры – “макушка лета”, “липовый цвет”, “убыль света”, “напомнила газета”
. Только народная смекалистость и тяга к образности могла создать такое оригинальное название середины летнего сезона. Сквозная тема, обрамляющий рефрен и повторение в середине стихотворения слова “макушка” делает произведение очень близким к песенному жанру.
Эпитеты – “скрытнейшая примета”, “прощальный привет
“.
Фразеологизм – “песня спета”
сближает с народным языком, разговорным стилем, делает простым для восприятия.
Оксюморон – “прощальный привет”
. Чуточку грусти добавляет прилагательное “прощальный”
в связку слов, совершенно противоположных по значению.
Анафора – 3 и 5 строка: “но прежде всех газет”, “но прежде малой этой…”
, а также 11 и 12 строки: “Считай, что песня спета, считай пол-лета нет…”
Единоначалие придаёт стихотворному тексту музыкальность и гибкость, сближает с песенными жанрами.