Лирическая элегия «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» О. Мандельштама – образец использования античной культуры для размышления о вечной моральной и философской категории любви. Стихотворение изучают в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» по плану.
История создания
Известно, что Осип Мандельштам был студентом историко-филологического факультета романо-германского отделения. Университет он так и не окончил, диплом не получил, но этот период жизни оставил отпечаток в творчестве поэта. «Илиаду» студенты-филологи изучали в полном объёме. Чтение списка кораблей они считали проверенным средством от бессонницы. Этот факт нашёл место и в анализируемом стихотворении.
Будучи студентом, Мандельштам посвятил себя поэзии. Его творения заметили старшие братья по перу. В 1915 г. молодой поэт гостил в Коктебеле в доме у Максимилиана Волошина. Здесь и было создано произведение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Близкие знакомые поэта утверждали, что к написанию стихов его вдохновил увиденный в Коктебеле обломок старинного судна.
Тема
Античная литература повлияла на творчество поэтов разных эпох. О. Мандельштам при помощи неё пытается раскрыть вечную философскую тему любви. В центре авторского внимания Троянская война.
Строки стихотворения написаны от первого лица. Таким образом, читатель может проследить за ходом мыслей лирического героя непосредственно. В первой строфе герой признается, что не мог уснуть, поэтому начал читать список кораблей. Он дошёл до середины, а далее этот процесс был перерван мыслями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи»
боролись не за Трою, а за Елену.
В первом стихе последнего катрена автор выражает ключевую мысль: «всё движется любовью
». Он не против ещё поразмышлять над этой философской категорией, но не может найти ответы на свои вопросы.
Композиция
Стихотворение являет собой монолог-раздумье лирического героя. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам»
, размышления о любви. Произведение состоит из трёх катренов, что соответствует смысловой организации текста.
Стихотворный размер – шестистопный ямб. Строки объединены кольцевой рифмовкой АВАВ.
Жанр
Жанр стихотворения – элегия, так как автор размышляет над философской проблемой.
Средства выразительности
Для того чтобы раскрыть тему и показать своё отношение к поставленной проблеме, О. Мандельштам использует средства выразительности. В тексте есть метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью»
; эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море чёрное»
; сравнение – «как журавлиный клин… куда плывёте вы».