В годы правления императора Александра II в Российской империи был проведен ряд реформ, которые охватили разные сферы общественной жизни. Не стало исключением среднее и высшее образование. Начало образовательной реформы относится к 1863–1864 годам. Следует понимать ее суть, плюсы и минусы, а также цели, которые ставило правительство Александра II в деле развития высшего и среднего образования.
В конце 1861 года его сменил министр Александр Головнин. При нем была проведена всесторонняя разработка университетского устава, который включал в себя 12 глав. Основными положениями устава стало:
- утверждение в составе каждого университета 4 факультетов (медицинский, юридический, историко-филологический, физико-математический);
- выборы ректора раз в 4 года;
- создание университетского суда;
- студентом можно было стать с 17 лет, ему требовалось окончить гимназию;
- университеты считались императорскими, они получали больше самостоятельности в делах внутреннего управления.
В период деятельности министра Александра Головнина открылся Новороссийский университет в Одессе. В 1866 году на посту министра его сменил Дмитрий Толстой. В следующие 15 лет в России открылись университеты в Томске и Варшаве, высшие женские курсы в Москве и историко-филологические институты и в Нежине и Петербурге.
Реформа среднего образования
Школьное образование в Российской империи в годы правления Александра II было представлено земскими школами и городскими гимназиями. Самыми массовыми и простыми школами для выходцев из крестьянской среды, после появления земств в 1864 году, стали земские школы, которые также называли народными училищами. В них предполагался 3–4-летний учебный курс с преподаванием русского языка, арифметики и Закона Божьего.
Учебными заведениями более высокого уровня стали реальные училища и классические гимназии. Их реформированием занимался министр народного просвещения граф Дмитрий Толстой в 1871 году. Только выпускники гимназий получили право поступления в университет. С 1872 года реальные гимназии преобразовали в реальные училища. Образование в них было семилетним и выпускников до 1888 года не брали в университеты, но принимали в институты. Разработкой реформы занимался известный публицист и профессор Михаил Катков.
Итогом реформы стало сокращение преподавания литературы, но увеличение объемов математики, латыни и греческого. В 1862 году в России появились и женские гимназии. Уровень образования населения за 25 лет царствования Александра II заметно вырос, но все равно отставал от уровня, например, Германии.
Что мы узнали?
Кратко реформу образования Александра 2 проходят в школьном курсе истории 8 и 10 класса. В ее ходе был принят университетский устав 18 июня 1863 года. Реформа была нацелена на повышение уровня образования в Российской империи.