Чтобы создать красивый и запоминающийся текст, автор стремится использовать различные средства выразительности. В этой статье мы поговорим о том, какие языковые средства выразительности существуют в русском языке.
Словарный состав языка неисчерпаем; при желании всегда можно подобрать подходящее слово. Но если все-таки кажется, что слов не хватает, можно придумать свое. Такие слова называются окказионализмами (авторскими неологизмами). Второе название менее точно, так как не все такие слова входят в язык.
Ниже приведена таблица с примерами лексических средств выразительности.
Термин |
Пример |
Метафора |
Башни деревьев |
Эпитет |
Сияющие глаза |
Олицетворение |
Дождик шепчет |
Метонимия |
Съел пол-ложки |
Гипербола |
Сто лет тебя не видел! |
Литота |
Подождите секундочку! |
Сравнение |
Камнем упал |
Синекдоха |
Нам нужны любые руки |
Ирония |
Опять двойку схватил, умник? |
Перифраз |
Мы прибываем в город на Неве |
Аллегория (сложный троп) |
В тексте дорога может быть аллегорией жизни |
Символ (сложный троп) |
В притче отец может быть символом Бога |
Лексические средства выразительности всегда есть в художественном произведении, но и в обыденной речи они не редкость.
Фонетика
Тексты не существуют исключительно в письменном виде – их можно прочесть или произнести вслух. Тогда появляется звук, и он делает текст красивее, эффектнее или наоборот. Так действуют фонетические средства выразительности. Не каждый автор стремится их использовать. Но помнит о них каждый, иначе получившиеся сочетания могут оказаться неблагозвучными или даже странными, так как на стыках слов будут появляться другие слова. (сер камыш – серка мышь).
Вот список языковых средств выразительности в фонетике.
Аллитерация – повторение одного и того же согласного звука (и нескольких звуков, похожих по своим характеристикам). Надо иметь в виду, что мы обозначаем на письме твердые и мягкие согласные одной и той же буквой, но это разные звуки!
Примером аллитерации могут служить строчки стихотворения Анны Ахматовой:
Ледяных ослепительных роз.
В первой строке повторяется трижды [Л], во второй – [Л’].
Ассонанс – тоже повтор звука, но только гласного.
Гласные звуки в безударной позиции подвергаются редукции, поэтому «учитываются» обычно только ударные гласные.
Приведем пример из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»:
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Здесь мы видим инструментовку на звук У. Причем этот звук не подвергается качественной редукции (он всегда «похож на себя»), поэтому можно засчитывать и безударные У.
Звукопись – это подражание звукам природы с помощью подбора слов с определенным звуковым составом.
Приведем в пример отрывок из стихотворения В. Инбер:
— Мы фюрера покоррные рабы,
Мы превращаем горрода в грробы…
Гудение мотора передано с помощью повторения звука Р.
Синтаксис
Синтаксис также участвует в создании выразительной картины. Ниже даны примеры основных синтаксических средств выразительности.
Чаще всего в одном предложении можно встретить не одно, а два или три изобразительных средства.
Анафора, параллелизм |
Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С. Есенин) |
Инверсия, анафора, параллелизм |
Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. (М. Ю. Лермонтов) |
Риторическое обращение, риторический вопрос |
Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. С. Пушкин) |
К синтаксическим средствам выразительности относят также эпифору, антитезу, эллипсис, парцелляцию и другие.
Что мы узнали?
Для создания художественного образа используются средства лексики, фонетики и синтаксиса. К первым относятся эпитеты, метафоры, лексические повторы и т.д. Ко вторым – аллитерация, ассонанс и звукопись. К третьим – анафора, антитеза, инверсия и другие. Обычно в одном произведении можно встретить различные средства выразительности.