Вводные слова – это явление, характерное для русского языка и понятное для большинства его носителей, даже младших школьников, но с вводными конструкциями дело обстоит несколько по-другому. Они изучаются на уроках русского языка в 8 классе и требуют более вдумчивого отношения к себе. Чтобы разобраться с тем, что это за конструкции, следует разобраться в сути явления.
Значение |
Вводный компонент |
Примеры вводных конструкций |
Уверенность |
Само собой разумеется, в самом деле |
В самом деле, это была Маша. И, само собой разумеется, она была главной героиней. |
Неуверенность |
По всей вероятности, надо полагать, некоторым образом |
По всей вероятности, она пошла в лес без разрешения и, надо полагать, заблудилась. |
Радость, одобрение |
Что хорошо, что еще лучше |
Что хорошо, она нашла избушку, а, что еще лучше, избушка была пуста. |
Сожаление |
Как на беду, грешным делом |
Но, как на беду, было там целых три кровати – две больших и одна маленькая. Грешным делом, Маша легла на самую большую. |
Удивление |
Странное дело |
Странное дело, но спать на ней оказалось неудобно – слишком много места. |
Опасение |
Неровен час, чего доброго |
Чтобы, неровен час, не свалиться во сне, Маша перебралась на кровать поменьше. Но быстро поняла, что и с нее. чего доброго, свалится. |
Общий экспрессивный характер |
По правде сказать |
По правде сказать, ей нужно было сразу выбрать самую маленькую кроватку. |
Источник сообщения |
Как говорили в старину, с точки зрения |
С точки зрения Маши, все было в порядке. Но, как говорили в старину, благополучия нужно опасаться. |
Порядок мыслей |
С одной стороны, с другой стороны |
С одной стороны, Маша крепко спала, с другой стороны, в избушку зашла семья медведей. |
Оценка стиля, манеры речи |
Если можно так выразиться. проще сказать |
Если можно так выразиться, положение Маши было сложным, проще сказать, ее могли съесть. |
Оценка меры и степени |
В значительной мере, по крайней мере |
В значительной мере, это была ее вина, но, по крайней мере, девочка выспалась. |
Привлечение внимания |
Что важно, что еще важнее |
Что важно, для нее все закончилось хорошо. Что еще важнее – медведи помогли ей выйти из леса. |
Вводные конструкции могут быть выражены разными частями речи (от существительных до деепричастий) в разных формах и даже целыми предложениями.
Их часто несложно перепутать с теми словами и конструкциями, которые входят в предложение. Чтобы этого не произошло, важно помнить, что к члену предложения можно поставить вопрос, а вводную конструкцию можно свободно из предложения изъять.
От остальной части предложения вводные конструкции отделяются знаком препинания: запятой, тире или скобками.
Что мы узнали?
Вводные конструкции, не являясь членами предложения, осложняют его, помогая автору высказывания показать свое отношение к предмету этого высказывания. Данные конструкции могут иметь самые разные значения, при этом их можно убрать из предложения и это не изменит его общий смысл. Чтобы отделить такие конструкции от остальной части высказывания на письме, используются знаки препинания. В зависимости от того, какое значение имеет вводная конструкция, она может оказывать влияние на общий экспрессивный фон высказывания или выражать конкретную эмоцию.