Новые слова в русском языке не только появляются из других языков, но и образуются в нем самом от основ уже существующих слов. Это происходит с помощью словообразующих морфем. Присоединяясь к производящей основе, они создают новое слово с новым значением. Но этим не исчерпывается количество способов образования слов, с основными из которых ученики знакомятся в 6 классе.
Приставочным и постфиксальным способами образуются слова той же части речи, что и производящее слово. С помощью суффикса часто появляются слова другой части речи. (берёза (сущ.) — берёзовый (прил.) долгий (прил.) — долго (нареч.)).
Лексико-синтаксический способ словообразования
Образование новых слов происходит в результате слияния словосочетания в единую лексическую единицу. Примером такого слияния являются сращения наречий с причастием или прилагательным: долгоиграющий, малоизвестный. Слова срастаются в формах, которые они имеют в словосочетании. Иногда в образованное таким путём слово попадают даже предлоги (сумасшедший — с ума сошедший).
Слиянием образованы всем известные наречия сегодня и сейчас. Они образованы слиянием устаревшего местоимения сей (этот) и существительных день и час.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Это переход слова из одной части речи в другую. При этом слово обретает новое категориальное значение. Прохожий, мостовая, больной — слова обозначали признак, будучи прилагательными, став существительными, называют предмет. Перейти вброд, уехать за границу, закрепить наверху — слова потеряли значение предмета, превратившись в наречия.
Что мы узнали?
Слова в русском языке создают словообразовательные морфемы, присоединяясь к основе уже существующего слова. Новые лексические единицы создают основы слов и их части, соединяясь друг с другом. Новое значение слова приобретают, переходя из одной части речи в другую.