В школе выполняются различные виды лингвистических разборов. Важное место среди них занимает синтаксический разбор словосочетания, о котором пойдет речь в нашей статье.
В словосочетании слова могут быть связаны по-разному.
В большинстве словосочетаний между словами существует и грамматическая связь (“веселая синица” – словосочетание, а “веселая грач” – нет), и по смыслу (“стоит (где?) у кормушки” – словосочетание, а “олень у кормушки” – это не словосочетание). Но некоторые словосочетания включают в себя неизменяемые части речи, так что грамматическая связь между словами невозможна. В этом случае присутствует только смысловая связь.
Как можно охарактеризовать словосочетание
Сначала стоит обратить внимание на главное слово.
- Если это имя (существительное, прилагательное и т.д.), то словосочетание именное.
- Если главное слово глагол – словосочетание глагольное.
- При главном слове – наречии словосочетание наречное.
Затем необходимо определить виды связи слов в словосочетании.
Если это согласование, слова согласованы в роде, числе и падеже; изменяется главное слово – изменяется и зависимое.
При управлении зависимое слово не изменяется вместе с главным: оно стоит в форме, предписанной главным словом. Главное слово управляет падежом зависимого.
Примыкание – вид связи, который возникает в том случае, если зависимое слово неизменяемое (наречие, деепричастие, инфинитив).
Как сделать синтаксический разбор словосочетания
Сначала надо выяснить, какое слово главное, а какое – зависимое, а для этого поставить вопрос. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.
Над главным словом поставить крестик, а от него к зависимому провести стрелку и над ней написать вопрос.
Если главное слово – именная часть речи, написать “именное”, если глагол – “глагольное”, если наречие – “наречное”.
Затем записать тип связи слов: согласование, управление или примыкание.
Осталось только надписать над словами части речи.
Если в словосочетании главное слово глагол, наречие или деепричастие, а зависимое – существительное или местоимение, в этом случае тип связи – управление («заметив друзей», например).
Приведем пример синтаксического разбора словосочетания.
Что мы узнали?
Чтобы правильно выполнить синтаксический разбор словосочетания, надо поставить вопрос, найти главное и зависимое слова. Затем определить вид словосочетания по главному слову (именное, глагольное, наречное) и тип связи (согласование, управление, примыкание). Надписать части речи.