В школе ребятам приходится производить различные виды лингвистических разборов. Разбор слова по составу позволяет запомнить виды морфем. В ходе этого разбора в слове выделяются значимые части слова. В статье рассмотрим, что это за части и как их правильно находить.
- Корень содержит в себе общее лексическое значение всех однокоренных слов (например, «домашний», «домик», «домовой» – все это связано с домом).
- Приставки и суффиксы называют словообразующими морфемами, или аффиксами; они участвуют в создании новых слов («домик» – это не то же, что «дом»; тем более «домашний» – это вообще другая часть речи: «ехать» и «приехать» – тоже разные вещи).
- Окончание изменяется, приспосабливаясь под соседей слова, осуществляя грамматическую связь; оно не создает новых слов, а только меняет форму (например, «кота» – это то же, что «кот», только в винительном или родительном падеже).
- Основа – все слово без окончания; от нее образуются новые слова, к ней прибавляется нужное окончание при словоизменении (склонении или спряжении).
Нередко выделяют и другие аффиксы (словообразующие морфемы): постфикс –ся (-сь), соединительную гласную в сложных словах и т.п.
Как суффикс обозначается формообразующая морфема –л- в глаголах прошедшего времени; хотя с помощью –л- образуется не новое слово, а прошедшее время того же самого глагола, эту морфему называют формообразующим суффиксом, иначе в слове окажется два окончания рядом (про-чит-а-л-а); аналогично формообразующими суффиксами являются –е, –ее, -ейш-, -айш- в прилагательных сравнительной и превосходной степени.
Как сделать разбор слова по составу и ничего не упустить
- Разбор слова начинаем с окончания; так принято, кроме того, это повод лишний раз задуматься, что это за часть речи и какие морфемы мы можем в ней встретить.
Чтобы выделить окончание, поизменяем слово: дом – дома – дому – домом. То, что изменяется, и есть окончание.
В слове может быть нулевое окончание: в данном случае оно не представлено, а при изменении слова появляется; нулевое окончание обязательно надо обозначить пустым квадратиком. В нашем примере слово с нулевым окончанием – дом.
Если трудно, напишите слова одно под другим, тогда будет проще заметить изменяющуюся часть. Вот так:
Дома
Дому
Домом
Если слово вообще не изменяется (наречие, деепричастие), у него вообще нет окончания – не нулевое, а нет, ведь слово не изменяется, так что окончание не появится – пустой квадратик рисовать не надо, это ошибка!
В сложных числительных бывает два окончания: пят-и-десят-и, пять-ю-десять-ю.
- Затем выделяем основу – все слово без окончания; для неизменяемых частей речи – просто все слово.
- Находим корень. Для этого подбираем однокоренные слова.
Можно опять писать слова одно под другим, если так удобнее:
Домашний
Дом
Повторяющаяся часть – это корень.
Не забываем, что существуют чередования, и обращаем внимание на значение корня: снег и –снеж- (снежок), пень и –пн- (пня) – это одни и те же корни, а –вод- (водичка) и –вод- (водитель) – как раз разные.
В словах бывает два корня: пар-о-воз.
- Перед корнем находится приставка. Чаще она одна, но бывает и две, и даже три (по-на-вы-думывали)
- После корня – суффикс. Суффиксов часто бывает более одного. Чтобы понять, один это суффикс или несколько, надо попытаться подобрать «папу» слова – ближайшего предшественника в словообразовательной цепочке.
горошинка – горошина; в этом слове два суффикса: -ин- и –к-
слезинка – слеза (нет слова слезина); один суффикс –инк-
Примеры
Приведем примеры разбора слова по составу.
- Вычитаешь
Окончание –ешь (вычита-ю, вычита-ем).
Вычита- – основа.
Корень –чит- (читаю, читка).
Приставка вы-.
Суффикс –а-.
- Подоконник
Окончание нулевое (подоконник-а, подоконник-и)
Основа – подоконник.
Корень –окон- (окн-о, окон-ный).
Приставка -под- .
Суффикс -ник-
Что мы узнали?
Разбор слова надо начинать с окончания, затем выделить основу, корень, приставку (приставки) и суффикс (суффиксы). Чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова. Найти корень поможет подбор однокоренных слов. При поиске аффиксов (суффиксов и приставок) действенным считается словообразовательный метод (поиск ближайшего предшественника в словообразовательной цепочке).