Для передачи чужой речи в русском языке на письме используется особая синтаксическая конструкция — предложение с прямой речью. В 5 классе ученики знакомятся с правилами оформления такого рода предложений, учатся составлять их схемы и придумывать конструкции, соответствующие схемам. Далее изучаются более сложные случаи (прерывание прямой речи словами автора и пр.). Работа со схемами, задание составить предложение по схеме развивает речь и способствует запоминанию правил пунктуации.
Пример: «Я не видел его два дня. Думаешь, он пропал? » — встревожился брат. Схема выглядит так:
«П?» — а.
Как составлять схемы предложений с прямой речью
Слова автора обозначаются большой буквой А, если с них начинается предложение. После неё следует большая буква П, обозначающая прямую речь. Она берётся в кавычки. На схеме отображаются знаки препинания между словами автора и прямой речью (в данном случае двоеточие) и знак, завершающий прямую речь.
Посмотрим на примеры со схемами этих простых случаев.
Света вскрикнула: «Смотрите, змея!» | А: «П!» |
Ему пришла в голову странная мысль: «А если я попал в иную реальность?» | А: «П?» |
Кто-то прошептал: «Так тихо становится перед рассветом…» | А: «П…» |
Точка и запятая после прямой речи ставятся за кавычками, в то время как восклицательный и вопросительный знаки, многоточие стоят внутри их.
Если в предложении прямая речь идёт перед словами автора, между ними ставится тире. После прямой речи стоит запятая, если предложение повествовательное, невосклицательное, в других случаях − вопросительный или восклицательный знаки. Слова автора обозначаются маленькой буквой а.
Схема предложения с прямой речью перед словами автора.
«Бежим!» − закричал Павел. | «П!» − а. |
«Вы за это ответите», − прошипел Аверин. | «П», − а. |
Примеры со схемами предложений, где прямая речь прерывается словами автора.
«Давайте ужинать, − сказала мать, − поздно уже». | «П, — а, — п». |
«Здравствуйте, дети! — радостно воскликнула Катя. — Как я рада вас видеть!» | «П! — а — П!» |
Обратите внимание, что второй отрезок прямой речи обозначается строчной буквой «п», если он является продолжением предложения, и прописной буквой «П», если это отдельное предложение.
Примеры со схемами предложений, где слова автора прерываются прямой речью.
Дед всегда говорил: «Лучше начать делать и не сделать, чем даже не попытаться», − и был прав. | А: «П», − а. |
Незнакомец вдруг крикнул: «Отставьте меня! Я ни в чём не виноват!» − и выбежал вон. | А: «П!» − а. |
Что мы узнали?
Построить схему предложения с прямой речью совсем несложно. Её части обозначаются буквами А (слова автора) и П (прямая речь). При этом воспроизводятся все знаки препинания, входящие в предложение.