Примеры и правила об использовании распространенных и нераспространенных предложений в русском языке для учеников 5 класса.

Понимание основных правил русского языка является ключевой задачей для учащихся начальной школы. Важным элементом обучения в 5 классе является изучение предложений. В этом возрасте дети должны научиться отличать распространенные и нераспространенные предложения.

Распространенные предложения – это предложения, которые строятся по определенному шаблону и имеют установленную структуру. Они состоят из подлежащего (кто? что?) и сказуемого (делает что?), например: «Мальчик играет в футбол». Здесь подлежащим является слово «Мальчик», а сказуемым – «играет в футбол». Такие предложения наиболее часто встречаются в речи и легко запоминаются.

Нераспространенные предложения – это предложения, которые не подчиняются установленной структуре распространенных предложений. Они строятся по-иному и могут содержать различные словосочетания и конструкции. Нераспространенные предложения могут быть более сложными и требуют дополнительного внимания при изучении. Они разнообразны и могут содержать сложные структуры, например: «Вчера вечером, пока шли дождь и светила луна, девочка читала книгу».

Изучение различий между распространенными и нераспространенными предложениями поможет учащимся развить свои навыки письма и усвоить грамматические правила русского языка. Они смогут легче понимать тексты, правильно строить предложения и выражать свои мысли. Практические упражнения и примеры помогут закрепить усвоенный материал и развить навыки анализа и синтеза текста.

Распространенные предложения:

  • Мама приготовила обед.
  • Я пошел в школу.
  • Наша семья уехала на отдых.
  • Сегодня очень холодно.
  • Мы живем в большом доме.
  • Она любит читать книги.
  • У меня много друзей.
  • Папа построил новый стол.
  • Я хорошо знаю математику.
  • Собака гуляет во дворе.

Примеры распространенных предложений:

1. Петя готовился к экзамену всю ночь.

2. Вчера мы посетили интересный музей.

3. Мама приготовила вкусный ужин.

4. Я каждый день занимаюсь спортом.

5. Во дворе играли дети.

6. Вчера у нас была прекрасная погода.

7. В магазине я купил новую книгу.

8. Саша делает уроки каждый вечер.

9. Мы часто ходим в кино по выходным.

10. Летом мы ездим на море.

Определение Пример
Существительное (С) стол, дом, книга
Прилагательное (П) красивый, большой, длинный
Глагол (Г) играть, петь, бежать
Наречие (Н) быстро, тихо, сильно
Предлог (Пред) в, на, перед
Союз (Сз) и, или, потому что
Местоимение (М) я, он, она
Частица (Ч) не, очень, же

Правило по построению распространенных предложений:

Распространенные предложения — это наиболее распространенный тип предложений, который используется в повседневной коммуникации. Они включают в себя одно либо несколько сказуемых и подлежащих.

Правило по построению распространенных предложений:

  1. Подлежащее — это основной существительный или местоимение, о котором говорится в предложении. Оно может быть выражено в именительном падеже, а также в других падежах, в зависимости от ситуации или контекста.
  2. Сказуемое — это глагол или глагольное выражение, которое описывает действие, состояние или свойство подлежащего. Сказуемое может быть выражено в различных временах и спряжениях в зависимости от лица и числа подлежащего.
  3. Дополнение — это часть предложения, которая дополняет или указывает на цель, результат или объект действия. Дополнение может быть выражено существительным, местоимением или глаголом в неопределенной форме.
  4. Обстоятельства — это часть предложения, которая указывает на условия, место, время или способ действия. Обстоятельства могут быть выражены при помощи наречий, предлогов, союзов или других частей речи.

Примеры распространенных предложений:

  • Мальчик играет во дворе. (Подлежащее — «мальчик», сказуемое — «играет», обстоятельства — «во дворе»)
  • Я смотрю фильм каждый вечер. (Подлежащее — «я», сказуемое — «смотрю», дополнение — «фильм», обстоятельства — «каждый вечер»)
  • Он читает книгу в парке в воскресенье. (Подлежащее — «он», сказуемое — «читает», дополнение — «книгу», обстоятельства — «в парке», «в воскресенье»)

Запомните правило по построению распространенных предложений, чтобы использовать его в своей речи и письменности.

Нераспространенные предложения:

1. Требования к работе необходимо предоставить в письменном виде.

Примечание: Обычно требования к работе предоставляются устно или в устной форме.

2. Все ответы на тест должны быть записаны красной ручкой.

Примечание: Обычно ответы на тест записываются черными или синими ручками.

3. Он учился в этой школе до пятого класса, а потом перевелся в другую.

Примечание: Обычно ученик учится в одной школе все время обучения.

4. Мы пойдем в детский сад после завтрака.

Примечание: Обычно дети ходят в детский сад до начала рабочего дня родителей.

5. Она нашла кошелек на улице и отдала его хозяину.

Примечание: Обычно люди, нашедшие кошелек, сдают его в полицию или оставляют на видном месте.

Примеры нераспространенных предложений:

1. На столе лежало несколько книг с растерянными закладками.
2. Возле дома висела вывеска с двигающимися буквами.
3. В саду стоял необычно высокий и тонкий столб с загадочными символами.
4. На столе стоял странно оформленный цветочный горшок.
5. В столовой подали необычную пиццу с экзотическими ингредиентами.

Правило по построению нераспространенных предложений:

Нераспространенные предложения, в отличие от распространенных, имеют более сложную структуру и содержат дополнительные члены предложения, такие как дополнительные подлежащие, дополнительные сказуемые, дополнительные обстоятельства. Эти члены предложения необходимы для передачи более точной и полной информации.

Правило построения нераспространенных предложений состоит в следующем:

  1. Определить основу предложения, то есть выделить главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
  2. Распределить дополнительные члены предложения, такие как дополнительные подлежащие, дополнительные сказуемые, дополнительные обстоятельства, по месту их значения.
  3. Определить порядок слов в предложении в соответствии с его смыслом.
  4. Проверить предложение на связность и логичность.

Пример нераспространенного предложения: «На поле играли дети с радостными улыбками на лицах». В данном предложении подлежащее — «дети», сказуемое — «играли», а дополнительное обстоятельство «на поле» указывает на место действия. Дополнительное сказуемое «с радостными улыбками на лицах» указывает на способ игры. Все члены предложения распределены в соответствии с их значениями.

Предыдущая
Русский языкЧто такое глагольные словосочетания и примеры их использования в русском языке для учащихся 5 класса.
Следующая
Русский языкВажность слова в языке и его роль как основной строительной единицы языковой системы
Спринт-Олимпик.ру