При выполнении синтаксического разбора любого предложения ученик обязательно характеризует его, в том числе по цели высказывания. Что это за характеристика и о чем она говорит – эти вопросы освещаются в нашей статье.
Каждое наше высказывание преследует какую-то цель. И эти цели, как правило, можно разделить на три группы.
- Если нам надо передать какую-то информацию, сообщить о чем-то, то наша цель – повествование, сообщение информации.
- Если мы хотим что-то выяснить для себя, то мы спрашиваем, задаем вопрос.
- Если мы хотим, чтобы другие что-то делали, то мы их просим или приказываем им – побуждаем что-то сделать.
Так как цели разные, то и предложения по цели высказывания (то есть по тому, зачем мы говорим) разные. Видов предложений по цели высказывания три: повествовательные, вопросительные и побудительные.
Различение предложений по цели высказывания
Чтобы определить тип предложения по цели высказывания, надо понять, что за цель была у автора фразы.
Как бы ни были разнообразны цели, с которыми мы начинаем говорить или писать, все их, оказывается, можно свести всего лишь к трем типам.
Если предложение создано для того, чтобы о чем-то сообщить, то оно повествовательное. Примеры повествовательных предложений:
- Уже вечер.
- Долго ли, коротко ли ехал Иван-царевич, и набрел он на избушку.
- Мне хотелось бы поздравить вас с юбилеем!
Если наша цель – выяснить что-то, то мы задаем вопрос, то есть наше предложение вопросительное.
- Кто пойдет в магазин за хлебом?
- Что это?
- Вы будете участвовать в конкурсе?
Если же наша цель – побуждение собеседника к какому-то действию, нам потребуется построить побудительное предложение.
- Иди скорее!
- Передайте, пожалуйста, эту тетрадь Алевтине Олеговне.
- Не плачь, девчонка!
Неправильно употреблять термин «восклицательное» вместо «побудительное» – это совершенно разные характеристики.
То есть, чтобы определить тип предложения по цели высказывания, надо понять, какова эта цель.
Школьники учатся давать такую характеристику предложению с 3 класса.
Предложения по цели высказывания и по интонации
Иногда возникают ошибки, связанные с тем, что школьники ассоциируют характеристику по цели высказывания со знаком конца предложения. Ребятам кажется, что в конце повествовательного предложения должна стоять точка, в конце вопросительного – вопросительный знак, а в конце побудительного – восклицательный. Поэтому они путают побудительные предложения с восклицательными.
Но по нашим примерам ясно, что это неправильно. Восклицательный знак показывает, что предложение произносится с особым чувством, эмоционально. Но так может произноситься любое предложение! Интонация («восклицательность») – это отдельная характеристика.
Посмотрим в таблице, как могут сочетаться характеристики по цели высказывания и по интонации.
повествовательное |
вопросительное |
побудительное |
|
восклицательное |
Сегодня суббота! |
И ты пойдешь?! |
Не отставай! |
невосклицательное |
Урок начался. |
Пойдешь в кино? |
Принесите еще чашечку, пожалуйста. |
Что мы узнали?
Каждое высказывание преследует какую-то цель. Одни передают информацию – это повествовательные предложения. Другие о чем-то спрашивают – это вопросительные. Третьи к чему-то побуждают – они называются побудительными. Эта характеристика не дублируется характеристикой интонации, а дополняется ею, так как предложение, каково бы оно ни было по цели высказывания, может быть и восклицательным, и невосклицательным.