Мы живём в обществе, где существуют определённые правила, которые соблюдают все воспитанные люди. Установленный порядок существует и в поведении: он называется этикетом. Наша жизнь проходит в общении друг с другом: беседуем, пишем сообщения, разговариваем по телефону или видеосвязи. При этом тоже существует определённый порядок — правила речевого этикета.
Слово «etiquette» переводится с французского языка как «этикетка, обёртка». На приёмах при дворе короля Людовика XIV раздавали карточки — этикетки, на которых были написаны правила поведения. Все воспитанные люди обязаны были их соблюдать.
Правила устного общения
Любой разговор начинается с приветствия. Выбираем слова в зависимости от того, с кем беседуем. Имеет значение очерёдность: младший первым приветствует старшего, мужчина — женщину.
Основная часть разговора зависит от цели общения. Обсуждаются вопросы, передаётся информация, просьбы.
В завершение разговора используются слова прощания и пожелания удачи. Высказывается удовлетворение от беседы, а может, недовольство.
С этикетом связано много интересных фактов. У каждого народа свои правила этикета. В России, уходя из гостей, обязательно прощаются, а в Англии принято уходить не попрощавшись. Даже существует поговорка: «Уйти по-английски», значит, не предупредив хозяев.
Привычное для нас приветствие здравствуйте — это пожелание здоровья. Наши предки считали, что здоровье — самое главное, чтобы показать хорошее отношение к собеседнику, желали не болеть.
Этикет телефонного разговора
При разговоре по телефону действуют особые правила:
- Первым начинает общение тот, кому звонят. Он говорит: «Слушаю» или «Алло», значит, готов выслушать собеседника.
- Обязательно нужно поздороваться и представиться, даже если вы уверены, что номер определился.
- Если вы заняты, нужно вежливо попросить перезвонить позже.
Правила письменного общения
Когда мы пишем друг другу сообщения в гаджетах, это тоже разговор, но в письменной форме. И для него существуют свои правила речевого этикета. В начале обязательно нужно поздороваться, даже если сообщение будет кратко выражать какую-то просьбу. Заканчивая писать, не забываем поблагодарить, если это была просьба, и попрощаться.
Не принято в письменном сообщении сокращать слова. Собеседник может неправильно понять, что хотели сказать, в результате получится недоразумение. Вежливый человек, даже при написании СМС или сообщения в мессенджерах, всегда обращает внимание на грамотность. Мало того, что может исказиться смысл, собеседник, возможно, примет это за неуважение к себе.
В докладе на тему речевого этикета для 4 класса можно рассказать о том, что для выступления с сообщением существуют свои правила. Это тоже речевой этикет. Насколько интересным будет доклад, зависит не только от того, о чём он, но и как его представили. Лучше, если это будет пересказ своими словами, с личными комментариями о впечатлениях от того, что узнали.
Что мы узнали?
Необходимо помнить следующие сведения об этикете: учитывать ситуацию общения, начинать устную беседу с приветствия, а заканчивать благодарностью, в письменных сообщениях не использовать сокращения. Соблюдая эти правила, каждый может стать вежливым человеком, с которым приятно общаться.