Наверное, самые частые ошибки школьников – это ошибки в безударных гласных в корне слова. Ведь они встречаются очень часто, а проверяются не всегда легко!
Как подобрать проверочное слово?
Можно попробовать поставить слово в единственное число (если оно во множественном) или наоборот: леса – лес; лиса – лисы.
Если перед нами существительное, образовать прилагательное, или наоборот: вода – водный; смешной – смех.
Во всяком случае, надо начинать с того, что найти корень слова и осознать его значение. Это сделать необходимо, так как существует немало омофоничных (одинаково звучащих) корней, которые имеют разное значение и по-разному пишутся. Такие случаи мы рассмотрим ниже. Ошибки возможны и в том случае, если корень не найден или найден ошибочно. Например, первую гласную в слове «растеряться» ученик пишет неправильно («ростеряться»), так как проверил словом «рост», ошибочно предположив, что это корень.
Иногда трудно подобрать проверочное слово. Тогда правописание лучше запомнить.
Проблемы, возникающие с подбором проверочных слов
Правописание безударных гласных в корне слова иногда вызывает затруднения и у тех, кто хорошо знает правила.
Основные проблемы:
- Омофоничные (одинаково звучащие) корни;
- Чередования;
- Проверка глаголом.
Разберем их по порядку.
Явление омонимии – омофония. Омофонами называют слова, которые слышатся одинаково, а пишутся по-разному. Это иногда сбивает пишущего с толку, так как требует рассуждения, так как надо решить, какое проверочное слово использовать.
Например, слово «сп…ши». Вне контекста мы не можем определить, какую букву надо вставить на месте пропуска. А вот в контексте все становится ясно: «спиши слова (список)» и «спеши на вокзал (спешка)».
На явлении омонимии писатели и публицисты часто основывают свои шутки, которые называются каламбурами.
Чередующиеся корни также могут создавать проблемы, так как проверять гласные в таких корнях обычным способом нельзя. Например, слово «предполагать» нельзя проверить словом «предположим», так как правописание гласной в таких корнях зависит от правила. Подробнее в главе «Чередование».
Непроверяемые безударные гласные в корне
Иногда бывает и так, что подобрать проверочное слово невозможно: просто нет однокоренных слов, в которых нужная гласная была бы под ударением. Часто это относится к заимствованным словам, но возможны такие примеры и среди исконно русских. Примеры: пенал, картина, традиция и т.п. Правописание таких слов надо запоминать или проверять по словарю.
Корни с чередованием
На протяжении веков язык претерпевал различные изменения. Поэтому в современном своем состоянии он содержит ряд корней, имеющих варианты написания.
Самое знаменитое чередование (-оро- – -ра- и –оло- – -ла-) основано на том, что в древности наряду с устным русским языком использовался письменный церковнославянский; первому свойственны полногласные сочетания (-оро-, -оло-), а второму – неполногласные (-ра-, -ла-).
Корни с чередованием можно спутать, но лучше этого не делать, так как тогда возникнет ошибка. Например, слово «ворота» нельзя проверять словом «привратник».
Надо запомнить и правописание чередующихся корней из таблицы ниже.
Правописание зависит от согласных корня |
Правописание зависит от ударения |
Правописание зависит от суффикса –а- |
|
рАст (рАщ) – рОс – А пишется, если в корне есть СТ или Щ; искл.росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, отрасль лАг – лОж – А пишется, если на конце корня Г скАк – скОч – А пишется, если на конце корня К; искл. скАчок, скАчу |
гАр – гОр клАн – клОн твАр – твОр – во всех трех корнях под ударением пишется то, что слышится, без ударения – О зАр – зОр – наоборот: под ударением пишется то, что слышится, а без ударения – А |
Есть суффикс А Кас Бир Пир Дир Тир Мир (в значении «становиться неподвижным, мертвым) Стил Блист Жиг |
Нет суффикса А Кос Бер Пер Дер Тер Мер Стел Блест Жег |
Растение, предлагать, подскочить |
Загорелый, поклонись, творец, заря |
Касательная, соберу, отпирать, придираться, натирать, замереть, расстелить, блистательный, зажигать |
Что мы узнали?
Из статьи мы узнали, что проблемы с написанием безударной гласной в корне слова могут быть омофоничными (когда корни звучат одинаково), могут возникнуть, если не знать о чередовании гласных в корне и при проверке слова глаголом. Также мы узнали, что правописание гласной в корне в большинстве слов проверяется однокоренным словом, в котором безударный звук становится ударным.