Человек ежедневно совершает множество действий. Все они направлены на удовлетворение его потребностей. В обществознании под деятельностью понимается активное преображение окружающей действительности, познание мира с целью получения определённого результата. Кратко рассмотрим, в чем заключаются отличия разных видов и форм деятельности, что составляет её структуру.
Структура деятельности
Принято выделять следующие компоненты деятельности: мотив, цель, средства, действия, результат. Познакомимся с определениями каждого из них.
- Мотив — то, что заставляет человека выполнять действия (удовлетворение потребностей, интересы, эмоции).
- Цель — сформировавшийся в разуме образ предполагаемого результата.
- Средства — предметы, знания, умения, которые помогают достичь цели.
- Действия — совершаемые человеком поступки.
- Результат — конкретный итог деятельности.
Выделяются следующие элементы деятельности:
- субъект — тот, кто выполняет действия (человек или группа лиц);
- объект — предмет (лицо), на который направлено действие.
Рассмотрим знакомую всем ситуацию: ученик читает книгу. В данном случае ученик будет выступать в качестве субъекта, а книга является объектом.
Виды деятельности
В зависимости от планируемого результата выделяется два вида деятельности — материальная (практическая) и духовная.
- Целью материальной деятельности является создание благ, необходимых для удовлетворения нужд людей.
- Духовная деятельность направлена на познание окружающего мира, формирование мировоззрения, создание культурных ценностей.
Существует иная классификация, в основе которой лежит результат.
- Созидательная деятельность предполагает создание предметов, знаний, ценностей, имеющих положительное влияние на развитие человечества.
- Разрушительная деятельность направлена на уничтожение окружающего мира, культурных достижений, личности.
Формы деятельности
В науке определены следующие формы деятельности:
- труд — целенаправленная деятельность, результатом которой является создание материальных благ, духовных ценностей;
- игра — процесс, предназначенный для моделирования жизненных ситуаций, отдыха, снятия стресса;
- учение — действия, направленные на познание окружающего мира, приобретение необходимых для жизни человека знаний и умений;
- общение — форма деятельности, цель которой — обмен информацией;
- творчество — созидательные действия, в результате которых появляется уникальный продукт.
Что мы узнали?
Деятельность человека, подробно изучаемая в 10 классе, — преображение окружающей действительности. Её элементами являются субъект и объект. Структура деятельности состоит из мотива, цели, средств, действий и результата. Выделяется два вида деятельности — материальная и духовная. Существует 5 форм деятельности — игра, учение, общение, труд, творчество.