Произведение соединяет в себе признаки реалистичных произведений с налетом романтики. Роман сложен по построению и особому творческому подходу к описанию событий автором. Романтизм романа «Герой нашего времени» перекликается с поэзией Лермонтова, после чтения становится ближе и понятнее автор художественного произведения.
Душа главного героя ищет бури и находит ее. Романтика выплескивается в описания величественных красот южной части страны.
Романтические сцены
Любовь и романтика – слова-синонимы. Красива любовь Печорина и Бэлы в начале ее проявления. Искренность дикой княжны удивительно привлекательна. Романтизмом наполнены сцены, описывающие стремление Григория покорить сердце девушки. Их роман завершается трагично. Любовь проходит.
В главе «Тамань» вся ситуация наполнена романтизмом. Она необычна и таинственна. Девушка Ундина – героиня истории, сложно представляемой реально. Красивая дикарка и слепой слуга – чем не романтика? Печорин в «Тамани» уже не тот равнодушный мужчина, который устало улыбается красавицам на водах Пятигорска. Контрабандист Янко, борющийся с морской стихией рискует своей жизнью, как герои, живущие по своим законам. Свободная жизнь контрабандистов напоминает жизнь вольных горцев. Она противопоставляется водяному обществу. Бесцельность жизни Печорина становится реальна на фоне бушующих страстями сердец других героев.
Герой-романтик
Главный персонаж романа встает перед читателем как человек многоликий и особенный. Он индивидуален во всех своих поступках. Ничего не делает Григорий так, как положено. Реализм для него – это безысходность. Романтика – основа его побуждений. Черты романтизма в романе «Герой нашего времени» можно найти в любой главе. Печорин выясняет отношения с бывшим приятелем с помощью дуэли. Он испытывает свою судьбу и судьбу Грушницкого, проверяет его на наличие каких-то остатков совести.
Зная, что ему пытаются подать незаряженное оружие, Печорин ждет от соперника признания. Герой не боится смерти, идет наперекор судьбе, пытаясь найти свое место в этой сложной и непонятной для него жизни. Романтическая мечтательность погибает под жестокой реальностью, практичностью и апатией. Образ привлекает читателя, становятся понятны многие метания души. Он настолько реалистичен, насколько мечтателен и индивидуален.