В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» особое место занимает психологический портрет Печорина, демонстрирующий всю неоднозначность образа. Этот портрет проявляется в главах, посвященных действиям, которые описываются глазами самого центрального персонажа.
Главный герой говорит так: «Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». Печорин с глубокого детства чувствует, что он является человеком «лишним», поэтому его отношения с окружающими с самого начала обречены на провал: «Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».
Отношение к женщинам
Главный герой романа «Герой нашего времени» не раз, как он отмечает, влюблялся и был любим. Однако долго любовь Печорина не могла существовать, она только «раздражала воображение и самолюбие», в то время как сердце оставалось «пусто». Печорин пытался найти свое счастье в любви: с княжной Мери, с Верой, с Бэлой. Однако он быстро понимает, что «невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Невозможность построить счастье с женщиной связано с тем, что Печорин не готов был прощаться со своей свободой. Она была для него важнее самой жизни. Поэтому он так категорично относится к женитьбе, которая в минуту отнимет у него эту свободу.
Хотя женщины имели большое значение в жизни Печорина, он признается, что никогда их не ценил и никогда ими не дорожил, а только приносил боль и несчастья. Это герой связывает со своей гордостью: «Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, – не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость».
Печорин отмечает, что его любовь никогда и никому не приносила счастья, потому что он любил лишь «для себя, для собственного удовольствия».
Отношение к себе и к собственной жизни
Печорин в своих дневниках подчеркивает, что у него «несчастный характер», что он не только несчастлив сам, но и становится «причиною несчастия других».
Все, чем начинает заниматься Печорин, быстро становится ему противным. Все становится «скучнее прежнего». Эта скука является причиной бездумного и равнодушного отношения к своей жизни. Он понимает, что ничто не принесет ему удовольствия, что его жизнь «становится пустее день ото дня». Однако он пытается что-то исправить, он меняет свое местоположение, круг общения, чтобы с помощью «бурь и дурных дорог» получить наслаждения, которые, увы, также быстро приносят разочарования. Главный герой признается, что ему «все мало», что для существования ему постоянно нужны противоречия: «Моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».
Образ Печорина неоднозначен. Он то ненавидит и презирает себя, то понимает, что заслуживает сожаления, потому что его «душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное». Печорин глубоко чувствует в своей груди «холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой». Герой несчастлив, но ничего не может с этим поделать. Печорин понимает, что он не смог угадать свою жизненную цель, которая, «верно, существовала».