В описании образа главного героя автор не даёт чётких деталей, сравнений, определённости. Портрет Чичикова в поэме Гоголя “Мёртвые души” практически отсутствует: только усреднённые характеристики и упоминание о том, что сам персонаж находил себя “привлекательным” и, по мнению окружающих, имел приятную внешность.
Чичиков многолик, по натуре он – хамелеон, поэтому чёткие выразительные черты внешности не подходят для такого персонажа. Даже глава о детстве Павлуши не помогает раскрыть внешних черт персонажа: автор даёт лишь представление о начале жизни Чичикова, но не даёт никаких деталей внешности ребёнка.
Чичиков глазами окружающих
Читателю герой представляется как человек средних лет с круглым лицом (которое герой “любил искренно”) и красивым подбородком, именно эта часть лица особенно нравилась Чичикову в себе. Подбородок – то, чем хвастался герой перед своими приятелями, подчёркивая, что он совершенно круглый. Щёки Павла Ивановича всегда были гладко выбриты, белоснежны. Он уделяет внешности особое внимание: умывается дорогим заграничным мылом, удаляет волоски, торчащие из носа, пользуется одеколоном. Благодаря такой заботе о внешности и туалете Павел Иванович выгодно выделяется среди окружения, дамы находят в его образе нечто “величественное”, а в фигуре – “марсовое” или “военное”. Фигура у нашего персонажа была немного полновата, но вполне хороша для его роста и возраста. По мнению дам, его телосложение находилось в той форме, когда пополнев хоть немного он стал бы непривлекателен. Некоторые представительницы светского общества даже поверили сплетням о том, что Чичиков – это Наполеон.
Одежда, привычки и манеры
Осанка и манеры Чичикова говорили об особой мужественности, изысканности, что затмевало недостатки фигуры. Умение держаться, производить впечатление – стало визитной карточкой Павла Ивановича. Нужно отметить, что лицо Чичикова всегда имело то, выражение, которое служило пропуском в любые места: он умел обаять, очаровать, расположить в считанные минуты. Гоголь называл эту особенность “великой тайной нравиться”.
Фрак – обязательный спутник Чичикова, с ним соседствуют сорочки из лучшей ткани, дорогие аксессуары, хорошая обувь. Фрак, хороший экипаж и шкатулка – три вещи, которые всегда путешествуют с героем, они пронизывают всё повествование. Для героя внешний вид так же важен, как авторитет и репутация. О последней он печётся так же рьяно, как о любимом подбородке.