Валентин Распутин поднимает важную проблему в своем рассказе «Уроки французского» – отцов и детей. Как идет взаимодействие ребенка со своими родителями и наставниками в школе? Именно на этот вопрос отвечает писатель.
У главного героя теплые отношения с его матерью. Он скучает по ней и хочет вернуться к ней.
Герой и учительница
Важную роль в жизни главного героя сыграла Лидия Михайловна, учительница французского языка.
Как педагог, она увидела проблемы с речью у главного героя. Поэтому совершенно бескорыстно она стала заниматься с ребенком. Как отметил рассказчик, результаты у него были.
Учительница знала, что главный герой вынужден жить без матери, он совершенно одинок, его тетке нет дела до мальчика, она занята воспитанием собственных детей. Поэтому Лидия Михайловна не может остаться равнодушной к проблемам одиннадцатилетнего ребенка, которому пришлось в одночасье повзрослеть и начать зарабатывать самостоятельно. Чтобы выжить, ребенок не мог найти ничего, кроме игр на деньги. Учительница понимающе отнеслась к поступку главного героя, она не стала ничего рассказывать директору школы. Лидия Михайловна решила действовать самостоятельно. Для того чтобы мальчик питался нормально, она отсылает ему посылку с продуктами. Учительница всегда предлагала герою после занятий поужинать вместе с ней, однако гордость мальчика не позволяла ему согласиться. Тогда Лидия Михайловна пошла на крайние меры: чтобы у мальчика появились деньги, она стала с ним играть на них. Как говорит рассказчик: «И опять у меня появились деньги. Опять я бегал на базар и покупал молоко». Учительница фактически спасала ребенка от голода. Она поступала как настоящая мать.
Так, Лидия Михайловна, несмотря на то что директор не понял ее поступка, была не только наставником в школе, но и второй матерью для рассказчика.
Директор
Наиболее ярко проблема отцов и детей «Уроки французского» проявляется в отношения директора к школьникам.
Реакция Василия Андреевича на поступок Лидии Михайловны была следующей: «Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…».
Он совершенно не захотел вникнуть в сложившуюся ситуацию, не захотел понять причин, которые заставили героиню поступить именно так, а не иначе. Директор поступил как настоящий тиран, он сразу же увольняет учительницу, которая искренне пыталась помочь мальчику.
Взаимоотношения директора и главного героя – пример взаимного непонимания отцов и детей.
Так директор относится не только к рассказчику, но и ко всем учащимся в школе. Не зря герой рассказывает про «ритуал» школьной линейки, на которой Василий Андреевич заставлял провинившихся в чем-то школьников рассказывать, что их побудило «заниматься этими грязными делами». Директор «расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперёд в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застёгнутый, оттопыривающийся тёмный френч двигается самостоятельно чуть поперёд директора».