Одним из ключевых второстепенных героев в рассказе В. Распутина «Уроки французского» является школьный директор Василий Андреевич, который стал воплощением строгого, жёсткого и бездушного руководителя, равнодушного к судьбам педагогов и учеников. Характеристика Василия Андреевича дана автором в качестве противопоставления образу молодой учительницы Лидии Михайловны. На этом контрасте можно лучше понять морально-нравственные принципы обоих героев произведения.
Цитатная характеристика
Описание образа Василия Андреевича с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героя, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет героя основан на том, что он является директором школы.
«Директор, Василий Андреевич…»
Василий Андреевич 20 лет работает в школе.
«Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…»
Василий Андреевич живёт в одном доме с учительницей французского языка Лидией Михайловной.
«Жила она рядом со школой, в учительских домах. На другой, большей половине дома Лидии Михайловны жил сам директор».
«Я бы с удовольствием каждый день прыгала, да за стенкой живет Василий Андреевич».
Внешность
На работе Василий Андреевич носит тёмный френч.
«Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч…»
У Василия Андреевич твёрдый голос.
«…удивленный, если не сказать, пораженный, но твердый, звенящий голос».
Черты характера и поступки
Василий Андреевич — очень серьёзный и строгий человек.
«Он очень серьезный человек. Ни в коем случае нельзя, чтобы он узнал, что мы играем в «замеряшки»».
Василий Андреевич любит прилюдно отчитывать провинившегося ученика. Как правило, это происходит на линейке, в присутствии других учеников.
«…так и спрашивал провинившегося, что бы он ни творил, — разбил окно, подрался или курил в уборной: «Что тебя побудило заниматься этим грязным делом?» Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину…»
««Отвечай, отвечай. Мы ждем. Смотри, вся школа ждет, что ты нам скажешь». Ученик начинал в свое оправдание что-нибудь бормотать, но директор обрывал его: «Ты мне на вопрос отвечай, на вопрос. Как был задан вопрос?» — «Что меня побудило?» — Вот именно: что побудило? Слушаем тебя»».
Василий Андреевич любит доводить провинившихся учеников до слёз — только тогда он успокаивается и перестаёт их ругать.
«Дело обычно заканчивалось слезами, лишь после этого директор успокаивался, и мы расходились на занятия».
Для Василия Андреевича важно одержать победу, сломить характер ученика, и когда упрямые старшеклассники отказываются плакать и раскаиваться на линейке, он отводит их в свой кабинет, где продолжает морально давить на них.
«Труднее было со старшеклассниками, которые не хотели плакать, но и не могли ответить на вопрос Василия Андреевича. Однажды первый урок у нас начался с опозданием на десять минут, и все это время директор допрашивал одного девятиклассника, но, так и не добившись от него ничего вразумительного, увел к себе в кабинет».
Ученики боятся директора. Попасть к нему в кабинет — самое страшное наказание для школьников.
«Больше всего я боялся, что Лидия Михайловна потащит меня к директору…»
Когда Василий Андреевич становится свидетелем игры Лидии Михайловны и ученика в «замеряшки», он тут же увольняет учительницу из школы за аморальное поведение.
«— Вы играете на деньги с этим?.. — Василий Андреевич ткнул в меня пальцем, и я со страху пополз за перегородку, чтобы укрыться в комнате. — Играете с учеником?! Я правильно вас понял?
— Правильно.
— Ну, знаете… — Директор задыхался, ему не хватало воздуха. — Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…
И он воздел над головой руки».
«Через три дня Лидия Михайловна уехала».
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Василия Андреевича вместе!
Биография
Василий Андреевич — мужчина средних лет, директор школы, который двадцать лет своей жизни посвятил работе в школе.
Василий Андреевич следит за порядком и дисциплиной в школе и регулярно наказывает провинившихся учеников на линейке. Он имеет славу серьёзного и очень строгого человека, и его боятся и школьники, и учителя.
Василий Андреевич живёт по соседству с учительницей французского языка Лидией Михайловной. Однажды, услышав шум в соседней квартире, он зашёл разобраться, в чём дело, и стал свидетелем игры на деньги Лидии Михайловны и её ученика.
Не пытаясь выяснить истинные причины поступка учительницы, разгневанный Василий Иванович поспешил уволить её из школы.
Образ Василия Андреевича
Директор Василий Андреевич имеет славу очень серьёзного и строгого человека, который следит за дисциплиной в школе. У него весьма жёсткие, даже жестокие методы воспитания подрастающего поколения.
Так, за малейший проступок он отчитывал провинившегося ученика на линейке, в присутствии всей школы. Василий Андреевич вынуждал такого ученика раскаиваться и морально давил на него до тех пор, пока он не начинал плакать. Только при виде слёз директор успокаивался и распускал линейку. Если же школьник не хотел признавать свою вину и плакать на глазах у всей школы, Василий Андреевич уводил его в свой кабинет и продолжал его прорабатывать уже без свидетелей.
Василий Андреевич представляет собой типичного диктатора, привыкшего к беспрекословному повиновению и выполнению его требований. Он уверен в своей власти и при каждом удобном случае демонстрирует её. Василий Андреевич никогда даже не пытался разобраться в мотивах поведения, ему важно унизить и наказать провинившегося.
Боятся Василия Андреевича не только ученики, но и учителя. Когда Лидия Михайловна решила играть с учеником в «замеряшки», она сразу предупредила, что играть нужно очень осторожно, чтобы об этом не узнал директор, поскольку прекрасно понимала, какими могут быть последствия.
И действительно, когда Василий Андреевич увидел, как учительница играет с учеником, он даже не попытался понять ситуацию, а принялся гневно обвинять её в растлении и совращении. Всё человеческое у героя глубоко спрятано за маской директора-тирана, и он не способен на справедливые поступки.
Вывод
В рассказе В. Распутина «Уроки французского» образ директора школы имеет большое значение, поскольку в нём воплотились все негативные качества, которые присущи руководителям и педагогам.
По мнению автора, роль героя заключается в том, чтобы показать, как бездушные и жестокие люди, наделённые властью, способны калечить человеческие судьбы. Характеристика Василия Андреевича с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку литературы, написать доклад или сочинение.