Анализ того, как происходило воспитание разных героев, позволит написать сочинение «Образование и воспитание в комедии «Недоросль»». Госпожа Простакова воспитывает своего сына Митрофана одними способами, Стародум наставляет Софью другими методами. Автор продемонстрировал свою точку зрения, противопоставив мнения Простаковой и Стародума.
Митрофан необразован, несмотря на то что его учат несколько нанятых учителей. Эти люди думают лишь о собственных корыстных целях, обучение молодого человека для них не является важным. Митрофанушка как был невеждой, так им и остается. Развитие героя на протяжении повествования не наблюдается.
В финале комедии Митрофан отказывается от своей матери. Автор показывает, к чему привело воспитание, которое герою дала госпожа Простакова.
Софья
Взгляды Стародума относительно образования и воспитания полностью противоположны взглядам Простаковой. Стародум видит, что поступки Митрофана – «злонравия достойные плоды». Стародум выражает авторскую позицию, гласившую о том, что человека нужно воспитывать в соответствие с честью и достоинством. Только в этом случае вырастет человек с высокими нравственными принципами. В соответствии с ними Стародум и воспитывает Софью. Она прислушивается к его советам. Он в свою очередь обращается с ней как с равным человеком, а не как с ребенком. Стародум наставляет героиню и направляет ее на путь истины. Это положительно влияет на личность Софьи. Она живет честно и достойно, что нельзя сказать про семью Простаковых, которая хочет воспользоваться ее деньгами.
Актуальные проблемы
Д. И. Фонвизин вскрыл актуальные для своего общества проблемы. Именно от воспитания и образования зависит будущее поколение. От этого зависит жизнь современного и будущего поколения, ведь важно, кто стоит у власти – образованный или необразованный человек.
Воспитание и образование в «Недоросле» становится двигателем сюжета, основой конфликта противопоставленных позиций. Автор словами Стародума выразил свое мнение: необходимо воспитывать человека так, чтобы он получал знания, которые сделают из него нравственного человека.