Родители Митрофана делали для него абсолютно все, поэтому герой привык к тому, что он получает от жизни все, что ему только захочется. Неудачное родительское воспитание приводит к тому, что Митрофанушка не умеет жить по-настоящему, не умеет преодолевать трудности на жизненном пути и не умеет бороться за свои мечты и надежды.
Митрофану свойственно равнодушие ко всем окружающим. Он думает только о себе, не обращая внимания на жизни других людей, даже родных и близких. Можно сказать, что Митрофан жесток. Ему нет дела до того, что чувствуют окружающие его люди. Под жестокость Митрофана попадают и незнакомые люди, и его учителя, и его няня, и даже его родители. Герой бездушен и бессердечен.
Все черты характера Митрофанушки говорят об избалованности Митрофана и его вседозволенности. Именно на этом строится вся характеристика данного персонажа.
Взгляды на жизнь
Главного героя комедии отличает его необразованность. Он глуп и даже не пытается это исправить. Митрофанушка негативно относится к образованию. Герой признает свою глупость, но он не видит в ней ничего страшного. Митрофан отказывается учиться, потому что является ленивым человеком и потому что не видит пользы в образовании.
Родители наняли для Митрофана троих учителей, которые занимаются с ним уже четыре года. Но герой ленится и не выполняет даже элементарные задания. Митрофан умеет читать только по слогам, не умеет считать, остальные преподаваемые предметы ему тоже не даются.
Вместо того чтобы учиться, Митрофан хочет жениться.
Типизация
Митрофан Терентьевич Простаков – полное имя «недоросля». Это подросток, который считает, что ему все дозволено.
Митрофанушка является дворянином. В повествовании один из второстепенных персонажей говорит о том, что таких, как Митрофан, миллионы. С помощью этой фразы Д. И. Фонвизин подчеркивает типичность образа Митрофанушки. Он является олицетворением всей дворянской молодежи.
Чтобы подчеркнуть обобщенность и типичность образа недоросля-дворянина, Д. И. Фонвизин не дает описания внешнего вида Митрофана. Это связано так же с тем, что писатель хотел обратить внимание читателей не на внешность Митрофана, а на его внутренние качества.