Пугачев – историческая личность, которая описывается в разных произведениях, в том числе фольклорных. Будучи сильным человеком, который оставил свой след в истории, несмотря на то, что ее всячески пытались стереть, Пугачев стал народным героем. Его образ по сей день живет не только на страницах учебников по истории, но и в художественных произведениях. Образ Пугачева в фольклоре Пушкина настолько заинтересовал, что автор создал на основе народных произведений того персонажа, которого мы можем видеть в произведении «Капитанская дочка».
До Пушкина все, что связано с Пугачевым, было запрещено, но народ все равно воспевал его в своем фольклоре. Таким образом, Пушкин стал первым, кто описал в литературе пугачевское восстание. В «Капитанской дочке» оно представлено в форме стихийного, почти случайного бунта подневольного народа. Для того, чтобы верно описать события, Пушкину пришлось ехать на историческую родину этого события, в Оренбургскую область. Он записывал слова свидетелей этого страшного события, написал даже целый исторический трактат о нем. Но в произведении на первый план все же выходит не историческая форма, а художественный вымысел. Вымышленные персонажи переплетаются с реальными, через судьбу героев показана судьба всего народа. Так или иначе, фольклорный образ Пугачева сыграл большую роль для создания образа идейного вдохновителя восстания в повести.
Образ Пугачева в произведениях Пушкина
Через образ Пугачева Пушкин выразил образ целого народа. Бунт, который накипал в течение долгого времени, должен был случиться рано или поздно. Именно Пугачев стал настоящим царем крестьян. Он беспощаден, но только из чувства справедливости, на самом деле он добрый и великодушный человек. Именно человека, а не беспощадного кровавого бунтаря показывает в своем произведении автор. Образ Пугачева в фольклоре произведениях Пушкина схож, ведь Пушкин писал «Капитанскую дочку» на основе фольклорных произведений. Тем не менее, образ Пугачева в литературе отображен по всем законам словесного искусства. Пушкин – мастер своего дела и благодаря своему таланту смог показать Пугачева таким, каким его видел народ.
Таким образом, историческая личность обрела художественное описание. Пугачев стал не только частью реальной истории, но и основой для художественного образа, в котором выразилась судьба народа. В этом образе можно найти отражение русской души со всем ее бунтарством, нежеланием подчиняться злой судьбе. Олицетворяя народную революцию, пушкинский Пугачев стал не просто исторической личностью, но и неким образом своего народа, который через века способен достучаться до потомков.