Создавая произведение, автор обязательно отражает в нем самого себя. Он может воплотить свои идеалы и мысли, либо же выписать героя, в чем-то на себя похожего, но, так или иначе, авторское начало обязательно будет присутствовать в тексте. Неудивительно в таком случае, что у автора будут появляться любимые герои. М. Лермонтов — писатель, чье творчество нельзя рассматривать отдельно от художественного стиля романтизма, господствующего в первой половине 19 века. Романтизм приходит на смену классицизму и сменяет поэтическое представление об идеальном обществе на представление об идеальном герое. Романтический герой обладает всеми наилучшими качествами. Он красив, горд, духовно богат, не может смириться с окружающей его несправедливостью и оттого часто оказывается непонят окружающими. М. Лермонтов создает целый ряд романтических героев: Печорин, Демон, Арбенин, Мцыри. И именно последний из них, борец Мцыри — любимый идеал Лермонтова.
Еще критик Белинский писал о Мцыри так: «… отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью. Это произведение субъективное». Здесь необходимо уточнение: под «субъективными» произведениями Белинский понимает такие произведения, в которых можно было отчетливо увидеть личность создававшего их автора.
Поэма «Мцыри» была любимой у самого Лермонтова, его современники отмечали, что ее поэт знал ее наизусть, часто и с удовольствием читал вслух. Вот как пишет об этом Н. Муравьев: «В летний вечер я к нему зашел и застал его [Лермонтова] за письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. „Что с тобою?“ спросил я. „Сядьте и слушайте“, — сказал он, и в ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне, от начала до конца, всю великолепную поэму Мцыри… ».
Отчего же Мцыри любимый герой Лермонтова? Изучая произведения Лермонтова, Белинский видел его черты и в других героях, но только в Мцыри они проявляются со всей полнотой. Печорин, главное действующее лицо «Героя нашего времени», крайне самолюбив. Он не только страдает сам — он причиняет страдание окружающим, что для Лермонтова было неприемлемо. Арбенин («Маскарад»), и вовсе опускается от трагедии непонятого героя до банального преступления — убивает любящую его женщину. Демон же, которого часто называли вторым «я» Лермонтова, до крайности холоден и горд. Любовь лишь на время пробуждает в нем что-то человеческое, но этому человеческому суждено быстро угаснуть. Все они, хоть и заслуживают симпатии и сочувствия, трагически раздвоены, не удовлетворены духовно. Из-за этой неудовлетворенности каждый из них причиняет боль и другим людям, и отражая эту их черту, Лермонтов одновременно ее осуждает. Один Мцыри, переживая страдания, до последнего остается человечным. Он сохраняет живую душу, и оттого наиболее близок Лермонтову, также сумевшему до последних дней жизни сберечь веру в людей. Семена «глубокой веры, веры гордой в людей и жизнь иную», вот что находил Белинский в самом Лермонтове, вот как он отзывался о поэте под впечатлением общения с ним. Неудивительно, что после таких слов он считает возможным сравнивать Лермонтова и Мцыри.
Сходство Лермонтова и Мцыри заметно с первого взгляда: их обоих отличает страстная, непримиримая натура и неукротимое стремление к свободе. Лермонтов, как и его герой, рос оторванным от родных. Мцыри еще ребенком увезли с родины, от его семьи. Все, что осталось у него от отца — смутные воспоминания о сильном человеке с «гордым непреклонным взглядом»: «и помнил я / Кольчуги звон, и блеск ружья». А Лермонтову с его родным отцом не давала видеться воспитывавшая его бабушка. Мальчик сильно страдал от вынужденной разлуки и, по его воспоминаниям, писал отцу длинные проникновенные письма: «Ужасная судьба отца и сына / жить розно и в разлуке умереть…». Известно множество стихотворений Лермонтова, посвященных его отцу: “Ужасная судьба отца и сына”, “Эпитафия” (“Прости! Увидимся ль мы снова?”), “Я видел тень блаженства; но вполне …”, ” Пусть я кого-нибудь люблю…”. Так что боль от разлуки с родными людьми Лермонтов понимал в полной мере.
Сходна и среда, в которой воспитываются Лермонтов и его герой. «Монастырем» Лермонтова, подавляющем любые порывы свободомыслия, становится эпоха реакции в России, на время которой приходится его молодость. Смиренно и в чем-то даже равнодушно выслушивает страстную исповедь Мцыри монах. Точно так же смиренно и равнодушно относятся к происходящему в стране современники Лермонтова. У него, как и у Мцыри, нет единомышленника.
Кавказ! — вот то вольное место, куда стремятся оба, надеясь обрести там долгожданную свободу. То, как Лермонтов относится к Мцыри, можно понять уже по среде, в которую он помещает своего героя. Известно, что именно Кавказ поэт считал своей второй, духовной родиной. Там протекала его молодость, там он узнал свою первую любовь. Во время ссылки перед Лермонтовым открывается дух свободного Кавказа, который невозможно ни победить, ни укротить. Кавказ — это, по словам самого поэта, «стена», за которую не проникает даже взгляд соглядатая, от которого в России невозможно было укрыться. На Кавказе Лермонтов долгое время живет, там же он, повторяя судьбу своего героя, и погибает…
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
Вот чего желает, по его же словам, Мцыри. Этим поисками посвящена и вся жизнь Лермонтова. Стремление к свободе — и скованность обстоятельствами, сильная страстная натура — и полнейшее непонимание окружающего мира, любовь к жизни, жажда узнать эту жизнь в полной мере — и ранняя смерть, беспощадно эту жизнь обрывающая, — вот черты, сближающие Лермонтова с его героем Мцыри. Есть и еще одна деталь: Мцыри также воспринимает мир поэтично, речь его исповеди богата образами и сравнениями, ему, как и поэту, внятны речи потока и гор. Мцыри любимый идеал поэта, и не случайно он сближается с ним и как творческая личность. Этим Лермонтов еще раз выделяет Мцыри как своего любимого героя, более того, как равного себе. Не сумев встретить такого друга в настоящей жизни, Лермонтов создает прекрасный образ, навсегда сохранившийся в литературе и сердцах читателей.
Предыдущая