Марья Антоновна («Ревизор») – второстепенная героиня, которая все же выполняет свою смысловую функцию в комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Данный персонаж отражает светскую жизнь, к которой принадлежит и ее мать, что позволяет дочери с наибольшей точностью раскрыть и образ Анны Андреевны.
При описании действующих лиц автор не дал подробной характеристики героини. Это связано с тем, что как личность она не представляет большой интерес.
Светские манеры
Марья Антоновна («Ревизор») является своеобразной копией матери. Для нее важны манеры светского общества. Девушка – настоящая кокетка, для которой наряды намного важнее собственного ума. Автор при описании образа героини отмечает лишь ее красоту, а также стремление казаться лучше других девушек во всем уездном городе. В образе Марьи Антоновны Н. В. Гоголь показал современную ему молодежь, для которой место в обществе играло огромное значение. Данный образ является собирательным, потому что он вобрал в себя черты того поколения.
Однако на протяжении всего повествования видно, что Марья Антоновна только учится быть настоящей светской девушкой, уроки которой преподает собственная мать. Анна Андреевна отмечает, что дочь ее слишком ветрена, а в сцене с признанием Хлестакова осуждает героиню за то, что она совершенно не умеет вести себя в обществе, включая и поведение с кавалерами.
Проблема воспитания
Характеристика Марьи Антоновны из «Ревизора» связана с качествами ее матери. Автор не делает ее индивидуальностью, героиня полностью зависит от мнения своих родителей. Таким образом писатель демонстрирует, что мышление подрастающего поколения во многом зависит от родительского влияния. Конечно, проблема воспитания в комедии «Ревизор» выражена не так четко, но автор все же уделяет ей внимание.
Писатель показывает, что молодое поколение еще не потеряно. Когда Хлестаков говорит, что он является автором «Юлия Милославского», Марья Антоновна понимает, что это неправда. Однако под влиянием своей матери она соглашается с главным героем и верит ему.
В сцене сватовства автор показывает, что в то время мнение девушек совершенно не учитывалось. Сквозник-Дмухановский и Анна Андреевна даже не спрашивают свою дочь, любит ли она Хлестакова и готова ли она выйти за него замуж. Н. В. Гоголь демонстрирует, что брак в то время полностью зависел от карьеры и общественного положения, желания выбиться в люди.
Марья Антоновна на протяжении всего повествования оставалась на втором плане после своей матери. Это своеобразная тень, которая отразила в себе материнские качества. Но не только качества матери впитала в себя девушка, влияние оказал на нее и отец, который научил дочь угодничеству и желанию добиться более достойного места в обществе, независимо от способа.
Образ Марьи Антоновны по-настоящему трагичен, потому что она не способна постоять сама за себя из-за того, что привыкла к тому, что все решения за нее принимают родители.