Андрей Иванович Штольц и Илья Ильич Обломов являются антиподами, но в то же время двойниками. И. А. Гончаров показывает, что идеалы Штольца отличаются от идеалов Обломова, однако в финале произведения показано, что Штольц приходит к тому образу жизни, о котором мечтал Обломов.
Труд становится настоящим смыслом жизни Штольца. Он в разговоре с Обломовым утверждает, что труд для него – это «образ, содержание, стихия и цель жизни».
Причем трудится Штольц не для того, чтобы увеличить свой капитал, а потому что труд для него стал единственной целью жизни. Он утверждает, что продолжит трудиться даже тогда, когда накопит огромное количество материальных средств. Это означает, что именно в труде и деятельности заключаются жизненные идеалы Андрея Ивановича.
Штольц упрекает Обломова в том, что тот «выгнал труд» из своей жизни, Обломов же не понимает, зачем свою жизнь тратить на постоянную деятельность. В этом заключается основное различие идеалов жизни Штольца и Обломова.
Разум
Андрей Иванович привык действовать в соответствии с разумом. Он не имел привычки о чем-то мечтать, у него не было никаких лишний действий. Штольц будто жил по определенному шаблону, отойти от которого он себе не позволял.
Общественные идеалы
Идеалом общественной жизни для Штольца было прогрессивное развитие России. Андрей Иванович думал об освобождении крестьян, которых необходимо было обучать грамоте и другим знаниям. Штольц устраивал в имениях различные школы, ярмарки, чтобы имение действительно могло приносить доход благодаря тому, что имение было культурным и благоустроенным.
Любовь
И. А. Гончаров показывает, что то, к чему стремился Штольц, оказывается в столкновении с его любовными отношениями. Обретение семьи с Ольгой Ильинской означало «наступление тишины». Семейное гнездышко, устроенное Штольцем, напоминало то, о чем мечтал Илья Ильич Обломов. Это подчеркивает, что Штольц является двойником Обломова, что у них есть общее: ни у Обломова, ни у Штольца первоначально не было высшей цели в жизни.