Одним из ключевых персонажей романа И. А. Гончарова «Обломов» является скромная чиновница Агафья Пшеницына. Это яркий, самобытный, но при этом весьма противоречивый женский образ. С одной стороны, Пшеницына — это воплощение христианской любви, доброты и жертвенности, с другой — это невежественная, глупая и слабовольная женщина без внутреннего стержня. Характеристика Агафьи Пшеницыной необходима для того, чтобы в полной мере раскрыть характер и потребности главного героя. Ведь именно с этой женщиной Илья Ильич Обломов смог обрести долгожданное, хотя и иллюзорное счастье.
Цитатная характеристика
Описание Агафьи Пшеницыной с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.
Портрет
Художественный портрет Агафьи Матвеевны Пшеницыной основан на том, что женщина находится в статусе бедной вдовы. Её покойный муж занимал должность коллежского секретаря, дававшую ему право личного дворянства. То есть Пшеницына по факту замужества стала дворянкой, а дети — нет.
«Дом вдовы коллежского секретаря Пшеницына…»
Источник: Часть третья, глава 2
«Славная баба Агафья Матвеевна!..»
Источник: Часть четвёртая, глава 6
«Чиновница…»
Источник: Часть третья, глава 3
Агафья Матвеевна живёт вместе с двумя детьми, Машей и Ваней, братом и старой бабушкой. Она является кумой Тарантьева.
«Там кума моя живет…Она женщина благородная, вдова, с двумя детьми; с ней живёт холостой брат…!»
Источник: Часть первая, глава 4
«…двое детей со мной, от покойного мужа: мальчик по восьмому году да девочка по шестому… ещё бабушка наша, больная, еле ходит…»
Источник: Часть третья, глава 2
«…Маша, хозяйская девочка… или зазовет он к себе Ваню, её сына…»
Источник: Часть третья, глава 4
Пшеницына — хозяйка небольшого дома в Петербурге, на Выборгской стороне.
«…у ней свой дом, с большими огородами…»
Источник: Часть первая, глава 4
«…на квартиру к моей куме, на Выборгскую сторону…»
Источник: Часть первая, глава 4
Агафья Матвеевна живёт небогато и вынуждена зарабатывать на жизнь сдачей в аренду свободных комнат, а также продажей яиц и цыплят.
«— Хозяйство! — сказал Обломов.Источник: Часть третья, глава 2
— Да, у нас много кур; мы продаём яйца и цыплят…»
«…будочник указал на старый домик на дворе, прибавив: «Вот этот самый»…»
Источник: Часть третья, глава 2
«У Обломова было четыре комнаты, то есть вся парадная анфилада. Хозяйка с семейством помешалась в двух непарадных комнатах, а братец жил вверху, в так называемой светёлке…»
Источник: Часть третья, глава 3
«Она бедная вдова, живёт только тем, что с дома получит; да разве на цыплятах и яйцах выручит кое-что на одежонку ребятишкам…»
Источник: Часть третья, глава 3
В итоге Агафья Пшеницына становится женой Обломова, приобретая статус помещицы. Она рожает мужу сына Андрюшу, которого называют в честь Штольца.
«…Эта женщина… что она тебе…Источник: Часть четвёртая, глава 9
— Жена! — покойно произнес Обломов.
Штольц окаменел.
— А этот ребенок — мой сын! Его зовут Андреем, в память о тебе! — досказал Обломов разом и покойно перевёл дух, сложив с себя бремя откровенности».
«Ведь она госпожа Обломова, помещица…»
Источник: Часть четвёртая, глава 10
Внешность
На момент повествования Агафье Пшеницыной около 30 лет.
«Ей было лет тридцать».
Источник: Часть третья, глава 2
Внешний вид Агафьи Пшеницыной далёк от стандартных представлений о красоте. Это полная женщина с белой кожей и невыразительным лицом.
«Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки… Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил…»
Источник: Часть третья, глава 2
У Агафьи брови настолько светлые и редкие, что кажется, будто их нет совсем.
«Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами».
Источник: Часть третья, глава 2
«…соколиными очами, без бровей…»
Источник: Часть третья, глава 4
Портретная характеристика Агафьи Пшеницыной основана на том, что выражение её лица неизменно добродушное.
«У ней простое, но приятное лицо…»
Источник: Часть третья, глава 2
У Пшеницыной красивые руки: белые, полные, с ямочками на локтях.
«…локти хоть бы графине какой-нибудь; ещё с ямочками…»
Источник: Часть третья, глава 3
«Обломов любовался её полными, круглыми локтями.Источник: Часть третья, глава 4
— Как у вас хороши руки, — вдруг сказал Обломов, — можно хоть сейчас нарисовать».
Пшеницына не обладает ни чувством вкуса, ни средствами, чтобы одеваться красиво, подчёркивая свои достоинства и скрывая недостатки. Её одежда проста и незамысловата.
«Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объём бёдр и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст её, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая её скромности. Платье её, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношено…»
Источник: Часть третья, глава 2
Став супругой Обломова, Пщеницына становится модницей, у неё появляется дорогая, модная одежда и обувь.
«У хозяйки завёлся большой шкаф с рядом шёлковых платьев, мантилий и салопов; чепцы заказывались на той стороне, чуть ли не на Литейном, башмаки не с Апраксина, а из Гостиного двора, а шляпка — представьте, из Морской!»
Источник: Часть четвёртая, глава 9
После смерти Обломова Агафья Матвеевна сменила свои наряды на траурное облачение.
«Вон она, в тёмном платье, в чёрном шерстяном платке на шее, ходит из комнаты в кухню, как тень…»
Источник: Часть четвёртая, глава 9
Черты характера и поступки
Агафья Матвеевна — добрая, спокойная, простодушная женщина, не умеющая хитрить и лукавить.
«У ней простое, но приятное лицо, — снисходительно решил Обломов, — должно быть, добрая женщина!»
Источник: Часть третья, глава 2
«Она простодушно усмехнулась…»
Источник: Часть третья, глава 2
«…с несвойственным ей беспокойством говорила хозяйка…»
Источник: Часть третья, глава 2
«Какая она… простая, — подумал Обломов, — а есть в ней что-то такое… И держит себя чисто!»
Источник: Часть третья, глава 3
«…такая добрая и кроткая…»
Источник: Часть четвёртая, глава 1
Пшеницына — нерешительная, робкая женщина, не способная принимать какие-либо серьёзные решения. Всеми вопросами вместо неё занимается её брат.
«— Да ведь этот дом ваш? — спросил Обломов.Источник: Часть третья, глава 2
— Мой, — коротко отвечала она.
— Так я и думал, что вы сами можете решить…
— Да вот братца-то нет; они у нас всем заведовают…»
Агафья Матвеевна с детьми ведут размеренный, уединённый образ жизни и редко покидают пределы своего дома.
«— Ещё где же бываете вы?Источник: Часть третья, глава 2
— Мы мало где бываем…»
Будучи малообразованной, невежественной женщиной, Агафья Пшеницына не способна поддерживать разговор, если ей что-то непонятно. В таких случаях она просто отмалчивается или отвечает усмешкой.
«…даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете. На всякий же вопрос, не касавшийся какой-нибудь положительной, известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием…»
Источник: Часть третья, глава 2
«Усмешка у ней была больше принятая форма, которою прикрывалось незнание…»
Источник: Часть третья, глава 2
«хоть ударь, хоть обними — всё ухмыляется, как лошадь на овёс…»
Источник: Часть третья, глава 10
Пшеницына — прекрасная хозяйка, которая может приготовить самые изысканные блюда. В доме у неё идеальный порядок.
«…Агафья Матвеевна царствует в кухне…»
Источник: Часть третья, глава 4
«…вы славная хозяйка…»
Источник: Часть третья, глава 4
«Хозяйственная часть в доме Пшеницыной процветала, не потому только, что Агафья Матвеевна была образцовая хозяйка, что это было её призванием…»
Источник: Часть четвертая, глава 1
«…в таком предмете, как хозяйство, на котором сосредоточивалось её самолюбие и вся её деятельность!»
Источник: Часть четвёртая, глава 1
Агафья Матвеевна — на редкость трудолюбивая женщина, привыкшая трудиться по дому не покладая рук.
«Она всё за работой, всё что-нибудь гладит, толчёт, трёт и уже не церемонится, не накидывает шаль, когда заметит, что он видит её сквозь полуотворённую дверь, только усмехнётся и опять заботливо толчёт, гладит и трёт на большом столе».
Источник: Часть третья, глава 4
«— А когда нет работы, что ж вы делаете?Источник: Часть третья, глава 4
— Как нет работы? Работа всегда есть, — сказала она…»
«…она движется целый день, как хорошо устроенная машина, стройно, правильно, ходит плавно, говорит ни тихо, ни громко, намелет кофе, наколет сахару, просеет что-нибудь, сядет за шитье, игла у ней ходит мерно, как часовая стрелка; потом она встанет, не суетясь; там остановится на полдороге в кухню, отворит шкаф, вынет что-нибудь, отнесёт — всё, как машина».
Источник: Часть третья, глава 4
«— Полноте работать, устанете! — унимал он её.Источник: Часть четвёртая, глава 9
— Бог труды любит! — отвечала она, не отводя глаз и рук от работы».
Пшеницына — скромная женщина, не привыкшая к комплиментам.
«Молчание. Обломов любовался её полными, круглыми локтями.Источник: Часть третья, глава 4
— Как у вас хороши руки, — вдруг сказал Обломов, — можно хоть сейчас нарисовать.
Она усмехнулась и немного застыдилась».
Агафья Матвеевна — консерватор. Она не привыкла менять свои привычки, образ жизни и не готова бросить свой дом и жить в другом месте.
«…Знаете что: поедемте-ка в деревню жить: там-то хозяйство!..Источник: Часть четвёртая, глава 1
— Нет, зачем? — заключила она со вздохом. — Здесь родились, век жили, здесь и умереть надо».
«…она твердила одно: “Где родились, жили век, тут надо и умереть”».
Источник: Часть четвёртая, глава 10
До появления Обломова жизнь Пшеницыной была спокойной и размеренной, но красивый и добрый помещик невольно нарушил душевной покой Агафьи Матвеевны.
«А почему прежде бывало с восьми часов вечера у ней слипаются глаза, а в девять, уложив детей и осмотрев, потушены ли огни на кухне, закрыты ли трубы, прибрано ли всё, она ложится — и уже никакая пушка не разбудит её до шести часов?»
Источник: Часть четвёртая, глава 1
«Теперь же, если Обломов поедет в театр или засидится у Ивана Герасимовича и долго не едет, ей не спится, она ворочается с боку на бок, крестится, вздыхает, закрывает глаза — нет сна, да и только!»
Источник: Часть четвёртая, глава 1
«Отчего же, когда Обломов, выздоравливая, всю зиму был мрачен, едва говорил с ней, не заглядывал к ней в комнату, не интересовался, что она делает, не шутил, не смеялся с ней, — она похудела, на неё вдруг пал такой холод, такая нехоть ко всему…»
Источник: Часть четвёртая, глава 1
Благодаря Обломову Агафья Пшеницына приобрела новый смысл жизни: отныне она жила и трудилась только для Ильи Ильича.
«Всё её хозяйство, толченье, глаженье, просеванье и т. п. — все это получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича. Прежде она видела в этом обязанность, теперь это стало её наслаждением. Она стала жить по-своему полно и разнообразно».
Источник: Часть четвёртая, глава 1
Любовь к Обломову пришла к Пшеницыной легко и незаметно.
«Это как-то легло на неё само собой, и она подошла точно под тучу, не пятясь назад и не забегая вперёд, а полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку. Она сама и не подозревала ничего: если б это ей сказать, то это было бы для неё новостью — она бы усмехнулась и застыдилась».
Источник: Часть четвёртая, глава 1
«И чувство Пшеницыной, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружающих её и для неё самой».
Источник: Часть четвёртая, глава 1
«…любовь её высказалась только в безграничной преданности до гроба».
Источник: Часть четвёртая, глава 1
Для Агафьи Матвеевны Обломов стал воплощением идеала мужчины. Раньше она не встречала таких людей, как он, и всё в нём вызывало в женщине восхищение.
«Агафья Матвеевна мало прежде видела таких людей, как Обломов, а если видала, так издали, и, может быть, они нравились ей, но жили они в другой, не в её сфере, и не было никакого случая к сближению с ними».
Источник: Часть четвёртая, глава 1
«Сядет он, положит ногу на ногу, подопрёт голову рукой — всё это делает так вольно, покойно и красиво; говорит так, как не говорят её братец и Тарантьев, как не говорил муж; многого она даже не понимает, но чувствует, что это умно, прекрасно, необыкновенно; да и то, что она понимает, он говорит как-то иначе, нежели другие».
Источник: Часть четвёртая, глава 1
Финансовые проблемы заставляют Пшеницыну горевать не о себе и детях, а прежде всего об Обломове, его комфорте, к которому он так привык. Женщина делает всё возможное, даже сдаёт свои драгоценности, лишь бы ни в чём не обделять Илью Ильича.
«…в первый раз ей предстала грозная нужда, но грозная не для неё, для Ильи Ильича».
Источник: Часть четвёртая, глава 5
«…взвесила.. свой жемчуг, полученный в приданое…Вскоре за жемчугом достала она из заветного сундука фермуар, потом пошло серебро, потом салоп…»
Источник: Часть четвёртая, глава 5
«Но она любила эту жизнь: несмотря на всю горечь своих слёз и забот, она не променяла бы её на прежнее, тихое теченье, когда она не знала Обломова».
Источник: Часть четвёртая, глава 5
Став законной супругой Обломова, Агафья Матвеевна впервые ощутила себя по-настоящему счастливой женщиной.
«Агафья Матвеевна была в зените своей жизни; она жила и чувствовала, что жила полно, как прежде никогда не жила, но только высказать этого, как и прежде, никогда не могла, или, лучше, ей в голову об этом не приходило. Она только молила бога, чтоб он продлил веку Илье Ильичу и чтоб избавил его от всякой “скорби, гнева и нужды”, а себя, детей своих и весь дом предавала на волю божию. Зато лицо её постоянно высказывало одно и то же счастье, полное, удовлетворённое и без желаний, следовательно редкое и при всякой другой натуре невозможное».
Источник: Часть четвёртая, глава 9
«Она пополнела: грудь и плечи сияли тем же довольством и полнотой, в глазах светились кротость и только хозяйственная заботливость. К ней воротились то достоинство и спокойствие, с которыми она прежде властвовала над домом, среди покорных Анисьи, Акулины и дворника. Она по-прежнему не ходит, а будто плавает от шкафа к кухне, от кухни к кладовой и мерно, неторопливо отдаёт приказания с полным сознанием того, что делает».
Источник: Часть четвёртая, глава 9
Агафья Матвеевна совершенно иначе, чем к детям от первого брака, относится к Андрюше. Она видит в нём живое воплощение Ильи Ильича и точно так же восхищается им, возносит на пьедестал.
«Агафья Матвеевна никогда не равняла и не смешивала участь Андрюши с судьбою первых детей своих, хотя в сердце своём, может быть бессознательно, и давала им всем равное место. Но воспитание, образ жизни, будущую жизнь Андрюши она отделяла целой бездной от жизни Ванюши и Машеньки…»
Источник: Часть четвёртая, глава 10
«— Те что? Такие же замарашки, как я сама, — небрежно говорила она, — они родились в чёрном теле, а этот, — прибавляла она почти с уважением об Андрюше и с некоторою если не робостью, то осторожностью лаская его, — этот — барчонок! Вон он какой беленький, точно наливной; какие маленькие ручки и ножки, а волоски, как шёлк. Весь в покойника!»
Источник: Часть четвёртая, глава 10
Агафья, понимая, что не в состоянии обеспечить Андрюше должного образа жизни, соглашается отдать сына на воспитание Штольцу и Ольге.
«Андрюшу выпросили на воспитание Штольц и жена и считают его членом своего семейства».
Источник: Часть четвёртая, глава 10
«…она беспрекословно, даже с некоторою радостью, согласилась на предложение Штольца взять его на воспитание, полагая, что там его настоящее место, а не тут, «в черноте», с грязными её племянниками, детками братца…»
Источник: Часть четвёртая, глава 10
Смерть Обломова становится страшным ударом для Агафьи Матвеевны. Она утрачивает интерес к жизни, и только маленький Андрюша способен оживлять, радовать её.
«Над трупом мужа, с потерею его, она, кажется, вдруг уразумела свою жизнь и задумалась над её значением, и эта задумчивость легла навсегда тенью на её лицо. Выплакав потом живое горе, она сосредоточилась на сознании о потере: всё прочее умерло для неё, кроме маленького Андрюши. Только когда видела она его, в ней будто пробуждались признаки жизни, черты лица оживали, глаза наполнялись радостным светом и потом заливались слезами воспоминаний».
Источник: Часть четвёртая, глава 9
После смерти Обломова Агафья Пшеницына переосмысливает свою жизнь и понимает, что жила не напрасно. Её удел заключался в беззаветной любви к Илье Ильичу.
«Она поняла, что проиграла и просияла её жизнь, что бог вложил в её жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда… Навсегда, правда; но зато навсегда осмыслилась и жизнь её: теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно. Она так полно и много любила: любила Обломова — как любовника, как мужа и как барина…»
Источник: Часть четвёртая, глава 10
Воспитание
«— А читаете что-нибудь?Источник: Часть третья, глава 4
Она поглядела на него тупо и молчала».
«Она только затруднилась тем, что много понадобилось написать, и попросила братца заставить лучше Ванюшу, что «он-де бойко стал писать», а она, пожалуй, что-нибудь напутает. Но братец настоятельно потребовали, и она подписала криво, косо и крупно».
Источник: Часть четвёртая, глава 5
Характеристика Агафьи Пшеницыной другими героями
Обломов
Илья Ильич отмечает доброту Агафьи Пшеницыной, её добрый, мирный нрав.
«У ней простое, но приятное лицо, — снисходительно решил Обломов, — должно быть, добрая женщина!»
Источник: Часть третья, глава 2
«Какая она… простая, — подумал Обломов, — а есть в ней что-то такое… И держит себя чисто!»
Источник: Часть третья, глава 3
Обломову по душе внешность Пшеницыной. В особенности его восхищают полные, белые руки женщины.
«Чиновница, а локти хоть бы графине какой-нибудь; ещё с ямочками!» — подумал Обломов».
Источник: Часть третья, глава 3
«Молчание. Обломов любовался её полными, круглыми локтями.Источник: Часть третья, глава 4
— Как у вас хороши руки, — вдруг сказал Обломов, — можно хоть сейчас нарисовать.
Она усмехнулась и немного застыдилась».
Обломов, видя все достоинства Агафьи Матвеевны, считает, что ей нужно ещё раз выйти замуж.
«— Вам бы замуж надо выйти, — сказал Обломов, — вы славная хозяйка».
Источник: Часть третья, глава 4
Долгое время Обломов принимал любовь, заботу и преданность Пшеницыной как проявление её характера.
«У Обломова не были открыты глаза на настоящее свойство её отношений к нему, и он продолжал принимать это за характер. И чувство Пшеницыной, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружающих её и для неё самой».
Источник: Часть четвёртая, глава 1
Агафья Пшеницына с её безграничной заботой и любовью становится для Обломова олицетворением абсолютного счастья. Именно она смогла обеспечить ему тот образ жизни, к которому он был приучен с детства.
«Его отношения к ней были гораздо проще: для него в Агафье Матвеевне, в её вечно движущихся локтях, в заботливо останавливающихся на всём глазах, в вечном хождении от шкафа в кухню, из кухни в кладовую, оттуда в погреб, во всезнании всех домашних и хозяйственных удобств воплощался идеал того необозримого, как океан, и ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве, под отеческой кровлей».
Источник: Часть четвёртая, глава 1
«Он сближался с Агафьей Матвеевной — как будто подвигался к огню, от которого становится всё теплее и теплее, но которого любить нельзя».
Источник: Часть четвёртая, глава 1
«Его как будто невидимая рука посадила, как драгоценное растение, в тень от жара, под кров от дождя и ухаживает за ним, лелеет».
Источник: Часть четвёртая, глава 1
Подробная характеристика Обломова.
Иван Матвеевич (брат)
Иван Матвеевич Мухояров, родной брат Агафьи Пшеницыной, пренебрежительно относится к сестре, к её умственным способностям. Он считает её дурой, совершенно не приспособленной к жизни.
«— Разве умеет свои выгоды соблюсти? Корова, сущая корова: её хоть ударь, хоть обними — всё ухмыляется, как лошадь на овёс. Другая бы… ой-ой! Да я глаз не спущу — понимаешь, чем это пахнет!»
Источник: Часть третья, глава 10
« — Сестра — дура; что с ней будешь делать?»
Источник: Часть четвёртая, глава 7
Штольц
Штольц считает Агафью Пшеницыну просто необразованной бабой, не достойной быть рядом с потомственным дворянином Обломовым.
«Штольц покачал с сомнением головой.Источник: Часть четвёртая, глава 7
— Смотри, Илья, не упади в яму. Простая баба; грязный быт, удушливая сфера тупоумия, грубость — фи!..»
«— Ты ли это, Илья? — упрекал он. — Ты отталкиваешь меня, и для неё, для этой женщины!.. Боже мой! — почти закричал он, как от внезапной боли. — Этот ребёнок, что я сейчас видел… Илья, Илья! Беги отсюда, пойдём, пойдём скорее! Как ты пал! Эта женщина… что она тебе…»
Источник: Часть четвёртая, глава 9
Узнав лучше Агафью Матвеевну, Штольц меняет к ней отношение и принимает в свой круг.
«Их всех связывала одна общая симпатия, одна память о чистой, как хрусталь, душе покойника. Они упрашивали её ехать с ними в деревню, жить вместе, подле Андрюши…»
Источник: Часть четвёртая, глава 10
Подробная характеристика Штольца.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Агафьи Пшеницыной вместе!
Биография
Агафья Матвеевна Пшеницына, урождённая Мухоярова — вдова коллежского секретаря. По своему происхождению — мещанка, но благодаря чину усопшего супруга приобрела статус дворянки.
В наследство от супруга Агафье Матвеевне остались дети, старший сын Ваня и младшая дочь Маша, а также небольшой скромный дом. Вместе с Агафьей и её детьми в доме жил её родной брат, чиновник Иван Матвеевич Мухояров, и старенькая бабушка.
После смерти супруга Агафья Пшеницына едва сводила концы с концами и была вынуждена разводить кур на продажу и сдавать свободные комнаты жильцам. Одним из таких жильцов стал молодой красивый дворянин Илья Ильич Обломов. Он сразу поразил воображение простой, невежественной женщины, которая ранее никогда не встречала людей из высшего света.
Будучи прекрасной хозяйкой, Агафья Матвеевна смогла создать Обломову комфортную, беспечную жизнь, к которой он привык в детстве. Постепенно ей удалось стать важным, незаменимым человеком для Ильи Ильича, которого она буквально боготворила.
Агафья Пшеницына стала супругой Обломова, родила ему сына Андрюшу, и жизнь женщины приобрела новый смысл. Однако безоблачное счастье продлилось недолго: из-за малоподвижного образа жизни и гастрономических излишеств здоровье Обломова было существенно подорвано, и в расцвете лет он скончался от сердечного приступа.
Смерть любимого супруга стала серьёзным испытанием для Агафьи Матвеевны, но она находила в себе силы жить ради Андрюши. Чтобы мальчик мог вести достойный образ жизни, она согласилась отдать его на воспитание Штольцу и Ольге.
Образ Агафьи Пшеницыной
Агафья Матвеевна Пшеницына — женщина простая и малообразованная, но невероятно добрая, чуткая, заботливая, способная любить всем сердцем. Не имея ни приличного образования, ни воспитания, она смогла реализовать себя только в одном — ведении домашнего хозяйства, и в этом ей не было равных. Пшеницына способна готовить самые тонкие, изысканные яства, она следит за чистотой в доме, способна самостоятельно починить одежду. При знакомстве с ней Обломов сразу же отмечает её хозяйственность.
Пшеницына не обладает сильной волей, желанием духовно расти и развиваться. Её вполне устраивает скромная жизнь в её маленьком мирке, пределы которого она и не думает покидать. Робкая и безответная, она не способна постоять за себя, брать ответственность за свои поступки.
Любовь к Обломову вносит в пресную, однообразную жизнь Агафьи Матвеевны новый смысл. Отныне она готова трудиться, не жалея сил, во благо любимого человека. Только отдавая всю себя без остатка, Агафья Пшеницына чувствует себя по-настоящему счастливой. И после смерти Обломова она понимает, что прожила эту жизнь не напрасно, поскольку она была озарена сильным, глубоким чувством.
Вывод
В романе И. А. Гончарова «Обломов» важным женским образом является Агафья Матвеевна Пшеницына, бедная вдова, чиновница. Отношение к этому персонажу весьма неоднозначно. С одной стороны, это необразованная, малограмотная женщина, погрязшая в решении бытовых проблем, с другой — добрый, кроткий человек с большим любящим сердцем.
Роль героини заключается в том, чтобы показать, что любовь — сложное, многогранное чувство. Простой, невежественной Агафье, а не образованной и одарённой талантами Ольге удаётся покорить сердце Обломова, подарить ему то, о чём он мечтал всю свою жизнь — покой и комфорт.